ХОНИНГОВКА
Замена поршневых колец вроде бы помогает, но только на короткое время. Вскоре дым из выпускных труб становится еще гуще, растет расход топлива - а вместе с ним падает мощность. И становится окончательно ясно: цилиндр надо ремонтировать. Но прежде следует тщательно промерить цилиндр, получить данные о его размерах и истинной конфигурации и определить вид ремонта.
Впрочем, иногда до замеров дело и не доходит. Достаточно осмотреть зеркало цилиндра. Если на нем имеются глубокие задиры, вертикальные царапины, а такое наблюдается при поломке поршневых или стопорных колец, выпадении стопорных штифтов,- цилиндр нужно либо заменить новым, либо расточить под ремонтный размер поршня. При этом глубина расточки будет зависеть от глубины царапин или имеющегося в наличии поршня.
Расточка - операция, проводимая на токарном станке. Она не очень сложна и не требует сверхвысокой квалификации. Главное в ней - сохранить перпендикулярность оси цилиндра и его основания. А для этого нужно прежде заготовить планшайбу, сделав в ней отверстия под шпильки или болты крепления цилиндра, выверить по плоскости резцом и расточить до размера горловины цилиндра. Не меняя положения планшайбы в патроне, на ней следует закрепить цилиндр, так, как он крепится на картере, и только после этого растачивать.
Попытки упростить операцию, провести расточку в трех- или четырехкулачковых патронах без планшайбы, как правило, обречены на провал: после расточки зеркало в тех местах, где его сжимали кулачки, «уходит» от нужной геометрической формы, становится овальным.
1. Самодельный хон для цидиндра класса 125 см3: 1 - болванка; 2 - пружина; 3 - абразивный брусок.
2. Разжимной притир для цилиндра 125 см3: 1 - корпус; 2 - раздельная втулка; 3 - шайба; 4 - болт; 5 - разрез во втулке.
3. Пример притира с 4 разрезами.
После расточки, чтобы довести поверхность цилиндра до зеркального состояния, нужна еще одна операция - хонингование. На рис. 1 показан самодельный хон для цилиндров минских мотоциклов. Это деревянная болванка диаметром 51 мм и высотой 140 мм, имеющая одно центральное отверстие и четыре вертикальных паза. В пазы вставляют прямоугольные подпружиненные абразивные бруски; сквозь отверстие пропускается длинный болт, посредством которого хон закрепляется в патроне сверлильного станка. Аналогично может быть изготовлен хон и для любого другого цилиндра. Если цилиндр закрепить жестки, то любое биение шпинделя приведет к нарушению геометрической формы зеркала. Чтобы этого не произошло, цилиндр нужно только придерживать руками.
Задав хону частоту вращения 200-220 оборотов в минуту и обеспечивая 30-60 возвратно-поступательных ходов за то же время, постепенно снимают оставленный после расточки незначительный припуск и улучшают поверхность. Для ускорения работы можно • начале ее использовать бруски с зернистостью 150-170, а в конце - 250-400. Во время работы необходимо обильно и непрерывно смачивать бруски и зеркало керосином и периодически контролировать размер.
Вернемся, однако, к началу статьи. Представим, что наш цилиндр не имеет дефектов, видимых невооруженным глазом.
Диаметр цилиндра удобнее всего измерять индикаторным нутромером, Измерения производят обязательно в двух крайних поясах, за 10-15 мм от верхнего и нижнего торцов цилиндра, а также в середине хода поршневых колец. В каждом поясе делают два замера: в плоскости качания шатуна и перпендикулярно к ней.
Проведя все замеры и записав их в табличку, вы увидите, что во всех поясах и во всех плоскостях цифры различны. Цилиндр стал овальным, бочкообразным и конусным. И вот почему. Нагрузки на его стенки со стороны поршня больше в плоснолярной поршневому пальцу. Стало быть, и износ цилиндра в этой плоскости будет больше, чем в перпендикулярной. Отсюда и эллипсность: диаметр в плоскости пальца у изрядно поработавшего цилиндра заметно меньше, чем в перпендикулярной.
Нагрузки на стенки цилиндра и в самой плоскости качания шатуна не бывают равномерными. Наибольшие цилиндр воспринимает примерно в средней своей части. Если же учесть, что цилиндр двухтактного двигателя в этой зоне весь «продырявлен» впускными, выпускными н продувочными окнами и на оставшейся площади удельное давление значительно выше, чем было бы оно на полной, станет ясно, что именно а этой зоне происходит самое значит появляется бочкообразность.
Основные причины конусности - воздействие поршневых колец и тек называемая газовая коррозия. Смысл этих явлений в том, что во время рабочего хода газы, образовавшиеся при сгорании топлива, проникают в поршневые канавки и по мере движения поршня вниз давление газов падает и эта «добавка» к обычной упругости в кольце снижается, давление колец на стенки ослабевает. В связи с этим цилиндр в верхней части изнашивается больше, чем я нижней. Ну и что же наши измерения? Если по их результатам видно, что увеличение в диаметре в самом худшем случае для цилиндра классе t 25-200 см3 составляет 0,15-0,20 мм, а класса 350 см3 - 0,2-0,25 мм, можно уверенно говорить, что цилиндр нуждается в ремонте.
Что касается конусности, то ее можно определить более простым способом: при помощи любого поршневого кольца. Нужно вставить его в цилиндр и замерить зазор в замке в уже известных нам верхних и нижних поясах. Разницу между этими величинами разделите на 3,14 - и вы получите общепринятое выражение конусности. Если полученная вами величина превышает 0,06-0,08 мм (для меньших кубатур) - цилиндр эксплуатировать больше нельзя.. Кстати, таким же способом в крайнем случае можно проводить и все другие измерения цилиндра.
Хонингование не годится для ремонта конусных, овальных или бочкообразных цилиндров, поскольку абразивы в хоне сидят подвижно и копируют стенки цилиндра. Для устранения этих видов износа существует иной способ ремонта. Он называется притирание.
Часто притирание применяют вместо хонингования, как окончательную операцию после расточки. Но можно вообще - заменить расточку притиркой. Правда, это растягивает процесс, но дает хорошие результаты.
Рабочий инструмент - разжимной притир (рис. 2). Его корпус 1 обычно делают из стали, втулку 2 - из мелкозернистого чугуна с твердостью НВ 140.
Сначала вытачивают заготовку втулки (ее длина от 100 до 150 мм, в зависимости от объема цилиндра), оставляя припуск по наружному диаметру и окончательно обрабатывая внутреннее конусное отверстие. После этого заготовку либо разрезают вдоль оси одним сквозным проходом ножовки (фрезы, см. рис. 2), либо делают четыре несквозных разреза: два с одной и два с другой стороны, не доводя их примерно на 20 мм до конца (рис. 3). После этого изготовляют корпус, на наружном торце
нарезают резьбу под болт М12-M14, как показано на рис. 2, или оставляют хвостовик и на нем нарезают резьбу, как это показа но на рис. 3. Втулку надевают на корпус, закрепляют болтом и окончательно протачивают под. размер цилиндра минус 0,1 мм. Притирку можно вести а сверлильном станке.
На наружную поверхность втулки наносят притирочную пасту - абразивный порошок в смеси с маслом и надевают цилиндр. Как и в случае с хонингованием, цилиндр нельзя закреплять - нужно только придерживать руками. Обороты шпинделя, как правило, составляют 50-80 в минуту, вертикальные перемещения - 30-60 в минуту. Время от времени полезно цилиндр переворачивать - это обеспечивает более равномерную обработку. Притирочную пасту часто приходится готовить самому - истирая один о другой два одинаковых абразивных бруска. О зернистости мы уже говорили выше. Заканчивают обработку полировочными пастами и пастой ГОИ.
В последнее время в продаже появились специальные наборы шлифовальных паст в тюбиках, они полностью обеспечивают наши потребности.
Когда в процессе работы притир начнет свободно вращаться я цилиндре, болт или гайку следует подтянуть настолько, чтобы это вращение стало тугим. Периодически нужно останавливать стенок и промывать цилиндр и притир, удаляя накопившуюся грязь и продукты обработки. По окончании работы цилиндр тщательно промывают керосином и теплой водой с мылом. Контроль ведется непосредственно по поршню, под который притирается цилиндр.
Автор: В.ХАЛЬНОВ.
Источник: www.motoizh.ru
Другие новости похожие на "ХОНИНГОВКА":
Автор новости: Rust
Комментарии:
|
||
|
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.Последние комментарии на сайте:
Последние сообщения на форуме: 1