Советские мотоциклы - мотоциклы СССР - все о советских мотоциклах иж, минск, зид, урал, восход, тюнинг, ремонт

On-Line

Всего на сайте: 11

Пользователей: 0



Роботов: 0

Гостей: 11


Наши Конкурсы

Черный ящик ИЖ-49



ЧЕРНЫЙ ЯЩИК


Обычно "черным ящиком" принято называть непонятный предмет, который имеет внутри неизве­стно что и при этом непонятно как функционирует. Применительно же к двухколесной технике на это "определение" накладывается и внешний вид, поскольку на всех отечественных мотоциклах конца сороковых — середины пятидесятых годов в систему электрооборудования действительно входил не­большой ящик именно черного цвета...

В среде "антикварщиков" часто можно слышать суждение, что "ма­кака есть макака", независимо от места изготовления. В переводе на общечеловеческий язык это оз­начает, что мотоциклы М-1А и К-125 совершенно одинаковы. По конструкции силового агрегата и ходовой части — бесспорно, но московская машина имела конт­рольную лампочку, предохрани­тель и центральный переключа­тель в фаре, в то время как ков-ровский вариант объединял все это вместе с реле в одном блоке из бакелита, гордо именовавшем­ся "коробка электроприборов П-35". Такая компоновка была очень близка к прототипу — мотоциклам ДКВ, у которых под сиденьем кре­пился подобный аппарат. Не слу­чайно точно таким же "ящиком" оснащались другие родственники ДКВ - "ИЖ-350" и "ИЖ-49".

У мотоцикла М-1А в электроко­робке размещались только два реле. Примерно с 1952 года по­хожим блоком стали комплекто­ваться мотоциклы М-72. Однако, несмотря на идентичность конст­рукции, "легкий" и "тяжелый" блоки не были взаимозаменяемыми, по­скольку величины сопротивлений, характеристики и схемы подключе­ния их были разными. В то же вре­мя коробки реле от М-1А и К-125 (а, следовательно, и от "ИЖей") можно было менять местами при соответствующем изменении схе­мы электрооборудования.

Рассмотрим поближе устройство обоих "черных ящиков". В метал­лическом корпусе московского ва­рианта, как уже говорилось, находятся два реле: большое — регуля­тор напряжения и маленькое — реле обратного тока. Расположе­ние их в коробке время от време­ни менялось — в поздних образ­цах регулятор размещен сверху, а реле обратного тока снизу и как бы вертикально. В более ранних конструкциях все помещалось на­оборот, причем реле, обратного тока располагалось как бы "в про­филь". Кроме того, в коробке мон­тировались дополнительные со­противления. Такой блок называл­ся РР-30, в отличие от блока для тяжелых мотоциклов, обозначав­шегося РР-31.

В систему электрооборудования от этого "ящика" отходили только три провода, подсоединявшиеся к клеммам в верхней его части, ко­торые обозначались (слева на­право) "Ш", "Я", "Б", четвертой же клеммой служил винт присоедине­ния провода к массе. "Ш" и "Я" соединялись соответственно с шунтом и якорем генератора, а "Б" — с аккумулятором.

Начинка блока П-35 была гораз­до многочисленней и интересней. Внутри четко выделялись катушка зажигания, блок центрального пе­реключателя и реле. Это не счи­тая клемм под предохранитель, гнезда для контрольной лампочки, вывода под провод, высокого на­пряжения...

Высоковольтная катушка, несмот­ря на свой необычный внешний вид, ничем особенным не отличает­ся. Тот же металлический сердеч­ник, две обмотки: первичная — 275-280 витков, вторичная — 9000-9400 витков. Низковольтные выво­ды видны хорошо. А где же выходит высоковольтный провод? Очень просто. С одной из сторон катуш­ки по центру есть металлический "пятак", соединяющийся с проло­женной внутри корпуса латунной шиной, которая и подходит к гнез­ду "свечного" провода. Достаточно просто и изящно. Изоляция полная, вдобавок при сборке катушка встает, на место единственно воз­можным образом (если, конечно, система в сборе должна работать, а не играть роль макета).

Основу центрального переклю­чателя составляет карболитовый корпус, на котором размещены все клеммы и контакты. Сбоку в него вставляется карболитовый барабан с фигурным отверстием под ключ зажигания, на который напрессована круглая контактная латунная пластина специальной формы, служащая для перемыка­ния контактов. С одного из торцов барабана имеется фигурный паз и отверстие, в котором находится шарик-фиксатор, поджимаемый изнутри пружиной. На днище от­верстия в корпусе расположены выступ-упор ограничения поворо­та барабана и шесть углублений (по числу положений ключа) для фиксатора.

Центральный переключатель мо­жет находиться в различных поло­жениях, соответствующих цифрам, нанесенным на торце корпуса (во­круг отверстия для ключа зажига­ния):

О — "нейтраль";

1 — стояночный свет (подсветка фары и задний фонарь);

2 — дневная езда (без света);

3 — ночная езда с га­баритными огнями;

4 — ночная ез­да с ближним или дальним светом фары;

5 — система переключения зажигания на генератор (при за­пуске двигателя и езде с неис­правным аккумулятором или вооб­ще без него).

При ремонте барабан вынимает­ся из гнезда "легким движением руки". При установке его на мес­то нужно ослабить гайки крепле­ния контактов и отвести последние наружу, чтобы они не мешались, а затем закрепить в обратном по­рядке. Перед этим не помешает пройтись по контактной пластине мелкой шкуркой.

Особенность реле-регулятора данной модели заключается в том, что он однокатушечный, с одним общим сердечником. Если смот­реть на него сверху так, как он установлен в корпусе, то спра­ва, ближе к середине коробки, бу­дут контакты реле обратного тока, а слева контакты регулятора напряжения, которые находятся под Г-образной пластиной.

Естественно, коммутация этой "кучи" гораздо сложнее, чем в мо­сковском варианте. Полные схемы приведены на рисунках. Стоит лишь заметить, что расцветка про­водов не указана специально, по­скольку за прошедшие годы ста­раниями владельцев проводка могла быть заменена. К тому же неизвестно, насколько заводы-из­готовители соблюдали тогда расцветку, указанную в книгах.

Для надежной работы электро­оборудования необходима пра­вильная регулировка обоих реле. Начинают ее с регулятора напря­жения. Предварительно между контактами реле обратного тока вставляют тонкую картонную про­кладку, а между клеммой "Я" и массой подключают вольтметр. Затем запускают двигатель. При работе мотора на средних оборо­тах (около 3000 об/мин) считыва­ют показания вольтметра.

Если данные вольтметра не сов­падают с требуемыми (см. таблицу), для начала рекомендуется за­чистить контакты с помощью шкурки "нулевки" или тонкой стальной пластинки, используемой в качест­ве шабера. В случае, когда это не дает результатов, рекомендуется слегка изменить натяжение пружины якорька регулятора. С увеличением натяжения увеличивается и напряжение.

Для изменения натяжения пружи­ны у ковровского реле слева ввер­ху имеется маленький винтик с контргайкой, изменяющий изгиб пружинящей пластины подвижного контакта. В московском агрегате вращают фигурную гаечку, пере­мещающую винт натяжения спи­ральной пружины.

Если же этот этап регулировки ничего не дает, регулируют непо­средственно зазор между контактами. У реле П-35 слева возле самого борта корпуса на латунном угольнике имеется еще один винт с контргайкой, который с внешней стороны оснащен шлицем под от­вертку. На внутренней его стороне находится пятак неподвижного контакта. У реле РР-30 для регулировки зазора ослабляются винты крепления упорной рамки якорь­ка, после чего рамка перемещает­ся на нужную величину. Допусти­мые зазоры указаны в таблице.

При регулировке реле обратного тока между клеммой "Б" и подходя­щим к ней проводом включают ам­перметр. Вынимают картонную по­лоску, зачищают контакты. Заводят двигатель и, постепенно увеличивая обороты, замечают по вольтметру напряжение срабатывания контак­тов. Методы регулировки прежние — изменение натяжения пружины и зазора в контактах, а также зазо­ра между сердечником катушки и якорьком реле.

Натяжение пружины у ковровско­го реле изменяется подгибанием петлеобразного упора пружиня­щей пластины подвижного контак­та реле, а у московского — подги­банием крючка крепления пружи­ны снизу. Зазоры регулируются в первом случае ослаблением двух винтов в верхней части реле и пе­ремещением верхнего или нижне­го угольника, во втором — подги­бая упор, проходящий сквозь якорек и ограничивающий его пере­мещение вверх. Величины зазоров определяются по таблице.

Для регулировки обратного тока по амперметру двигателю дают поработать минут 5 на холостом ходу, при этом отмечают силу то­ка, потребляемую катушкой зажи­гания. Затем увеличивают оборо­ты (при этом стрелка прибора пе­ремещается вправо, на зарядку) и медленно их уменьшают. Стрелка прибора дойдет до нуля, отклонит­ся влево (на разрядку), а затем снова приблизится к нулю. Величи­на силы тока при максимальном кратковременном отклонении стрелки прибора влево состоит из величины тока, потребляемого ка­тушкой зажигания и собственно силы обратного тока, которая оп­ределяется простым вычитанием.

Если сила обратного тока выше указанной, увеличивают натяже­ние пружины якорька и меняют зазор в контактах — у П-35 увеличи­вают зазор между сердечником и якорьком, у РР-30 выгибают вверх неподвижный нижний контакт.

Черный ящик ИЖ-49

Черный ящик ИЖ-49




Схемы электрооборудования: 1 — фара; 2—центральный переключатель;3 – контрольная лампа; 4 — кнопка звукового сигнала; 5—переключатель дальнего-ближнего света; 6 — катуш­ка зажигания; 7 — свеча зажигания; 8 – генератор; 9 — прерыватель; 10 – реле-регулятор (РН — регулятор напряжения, PО — реле обратного тока); 11—звуковой сигнал; 12—аккумулятор; 13 —задний фонарь.

Черный ящик ИЖ-49


Начинка коробки П 35: 1 — катушка зажигания; 2—блок реле; 3—блок центрального переключателя; 4 — винт натяжения пружины регулятора на­пряжения; 5—винт регулировки зазо­ра между контактами регулятора напря­жения; 6 — упор пружинящей пласти­ны реле обратного тона; 7 — винты крепления контактных пластин и реле обратного тока; 8 — корпус.


Черный ящик ИЖ-49

Черный ящик ИЖ-49


Начинка коробки РР-30: 1 – регулятор напряжения; 2 – реле обратного тока; 3 – сопротивление; 4 – гайка натяжения пружины якорька регулятора; 5 – упор якорька реле обратного тока.



Ваша оценка:   

 (голосов: 20)












Автор новости: Палыч
Комментарии:
написал: Slim   |   16 июля 2009 19:48   |   На сайте с: 15.07.2009   |


Посетители
Имя: Сергей
Публикаций: 1
Комментариев: 13
неплохо
написал: death   |   13 сентября 2009 22:09   |   На сайте с: 13.09.2009   |


Посетители
Имя: Михаил
Публикаций: 0
Комментариев: 10
ага
написал: -=Ivan=-   |   21 декабря 2009 19:56   |   На сайте с: 16.11.2009   |


Посетители
Имя: Иван
Публикаций: 1
Комментариев: 291
+1 реально неплохо


--------------------
╔══╦══╦╦══╗
╚═╗║╔╗║╠═╗║
╔═╝║║║║╠═╝║
║╔═╣║║║║╔═╝
║╚═╣╚╝║║╚═╗
╚══╩══╩╩══╝
написал: kom   |   12 января 2010 22:09   |   На сайте с: 12.01.2010   |


Посетители
Имя: lesha
Публикаций: 0
Комментариев: 1
как скочать?
написал: Motor   |   12 января 2010 22:18   |   На сайте с: 3.10.2009   |


admin
Имя: Алекс
Публикаций: 83
Комментариев: 69
В смысле скачать? Тут все написано же как сделать.
написал: Suzukin   |   13 января 2010 17:36   |   На сайте с: 29.09.2009   |


Посетители
Имя: Александр
Публикаций: 4
Комментариев: 52
Молодца!в этих делах мелочей быть не может! good
написал: izh1996   |   15 ноября 2011 12:44   |   На сайте с: 26.06.2011   |


Посетители
Имя: Иван
Публикаций: 1
Комментариев: 6
я такую от 49-ого нашел в гараже! кому надо могу продать!)
написал: Юрий_   |   15 ноября 2011 17:35   |   На сайте с: 2.11.2011   |


Посетители
Регион: 36
Имя: Юрий
Публикаций: 5
Комментариев: 40
izh1996 за скок продашь и фото если можно
написал: mina 038   |   17 октября 2013 07:27   |   На сайте с: 17.10.2013   |


Посетители
Имя: илья
Публикаций: 0
Комментариев: 8
полезная статья goodgood

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.



Последние комментарии на сайте:

  Раритет, переходящий по наследству Автор: nekus
 

 
thekind,Мы его завели ) надо теперь до ума подключить Генку и БКСА как тут поменять фото ? подскажите он уже не красный а так фото прикольно что остались
  Нужна помощь!Заболел пёс Автор: Саня-32rus
 

 
свечку сфоткай,и сюда выложи.
  Нужна помощь!Заболел пёс Автор: John
 

 
ПС, по своему опыту, требователен к настройке карбюратора. Я не супер какой спец по регулировке, намучился однажды - заводился по пол-часа, пришлось убавить топливо, все стало нормально. Насчет качества бензина точно, сурогат может испортить все, как ни крути
  Нужна помощь!Заболел пёс Автор: Дмитриевич
 

 
Начинай поэтапно: зажигание-система питания.Чаще всего в недоборе мощности виновен карбюратор(разбери,прочисть,продуй,промой,обрати внимание на маркировку жиклеров,выставь уровень топлива в соответствии с заводским мануалом).Сними горшок и обрати внимание как стояла прокладка.Бывает,что после криворукой сборки,она частично перекрывает продувочные окна;подгони строго по месту.Особое внимание следует уделить качеству топлива. Я не так давно прочуял это на своем Юпитере. Заправился на заправке месного НПЗ и проклял все на свете: двигатель перестал набирать обороты,заметно упала тяга на "верхах",люто задымил и не менее люто начал греться,хотя на холостых работает как ему и пологается.Запуск- с полтыка.Позднее,слил это ГМО из бака,налил бензин с проверенной заправки и все стало как и прежде.
  Замена КПП Иж планета 3 Автор: santehnikus
 

 
Не надо изобретать велосипед, что на заводе дураки? С меньшей звёздочкой лучше тянет,но нет скорости,с большой хуже тянет и максималка падает.
  Замена КПП Иж планета 3 Автор: koljan-2008
 

 
А не проще заказать коробку? Я три года назад заказывал за 3 тысячи новую коробку, с сайта пост мото. Езжу по лесу, нареканий нет. Качественный метал, всё норм. А вообще скорость увеличить можно за счёт замены ведущей звезды на звезду с большим количеством зубьев. Максимум можно поставить на 21 зуб. Кстати, данные звёзды можно заказать на том же сайте, о котором я выше писал. В наличии есть все, от 15 зубьев до 21.
  Тюнинг коробки иж планета 3 Автор: koljan-2008
 

 
Можно купить звёзды и пробовать менять, ездить, проверять. Они стоят то 150-180 рублей :-)У меня то планета 3 для леса чисто, звезда на 15 стоит, чтобы по сопкам да по горам лазить нормально было
  Тюнинг коробки иж планета 3 Автор: Sorin.56
 

 
У меня на 21 звезде П5 не тянула. Там соответственно моторной передачи другое, в отличие от ЮПа.
  Тюнинг коробки иж планета 3 Автор: santehnikus
 

 
Со звездой в 21 зуб на четвёртой вообще тянуть не будет.
  Тюнинг коробки иж планета 3 Автор: koljan-2008
 

 
По идее, раз завод изготавливает такие звёзды для данного мотоцикла, то должно тянуть нормально. Да и вообще у планеты мощей немало, должно тяги хватать, чтобы спокойно с места трогаться и с шестерней до 21 зуба.
  Тюнинг коробки иж планета 3 Автор: Golden
 

 
Спасибо. А я не буду с толкача врубать первую передачу?)
  Тюнинг коробки иж планета 3 Автор: koljan-2008
 

 
Если от Ижа, то вроде только коробки Иж планета 3 и Иж планета 4 подходят. А для скорости поменять ведущую звезду на звезду с 21-м зубом. Будем максимальная скорость на данном аппарате.
  Иж юпитер 7 (4 цилиндра 700см3) Автор: student_ya
 

 
Посмотрел я видео, второй двин который где тормозная лапка пустой получается, там только коленвалы? Моё мнение как проект нормально, а как по эксплуатации, то ходить крайне не долго будет, соосность думаю и жесткость соединения двух двигателей быстро сломает муфту. а работа цилиндров по 90 градусов или по 180? В целом отлично, не сидишь на месте, экспериментируешь, жду видео когда двиг зарычит и поедет.Посмотрел все видео, приятно удивлен как он летит. дуги нужны на мот. Автор проекта вообще красавчик!!!! Руки из плеч растут!
  головки иж ю Автор: Саня-32rus
 

 
а проточить посадочное место головки ?
  ☞   Литье иж
  Литье иж Автор: Decs
 

 
Диски Zonghen zs200,Вилка перед иж планета спорт, зад стандартная доработаная/motoizh/hodovaiaizh/14813-lityo-na-izh-planeta.html/motoizh/hodovaiaizh/14831-lite-na-izh.htmlWARTARR,
  Литье иж Автор: WARTARR
 

 
С кокого мота диски вилка?? проблемы с установкой итд россказывай!????????
  Литье иж Автор: Decs
 

 
По деньгам, ходовая и тормоза вышли около 4000 грн. Все остальное буду подпитывать после завершения работы
  Литье иж Автор: Саня-32rus
 

 
симпатично будет в любом случае,интересно подсчет вкложенных денег ведешь?
  Вот тебе бабушка и Юрьев День! Или как я купил колёса на Урал! Автор: MIX-555
 

 
Андрей! Натяга вполне будет достаточно. У нас на работе цилиндровые стальные втулки в моноблок ставят с мизерным натягом. И стягивает их только когда поршень в кусок лома превращается и остывает.
  Вот тебе бабушка и Юрьев День! Или как я купил колёса на Урал! Автор: Me and motorcycle
 

 
MIX-555,Интересное решение. А как же тогда эта стальная втулка фиксируется от смещения и от проворота? Только посадкой с натягом, или есть какие-то сквозные болты, шпильки, штифты?
  Вот тебе бабушка и Юрьев День! Или как я купил колёса на Урал! Автор: MIX-555
 

 
Me and motorcycle ! Андрей! В обед схожу в гараж. Должен сходить. Сделаю замер диаметров по ребрам охлаждения. Сточены в ноль или что-то осталось!Сходил. Померил. Внутренний диаметр втулок составляет 221мм.Толщина втулки 4мм. Наружный диаметр 229мм. Исходя из диаметров алюминиевая втулка колеса срезана не совсем и остались ребра охлаждения под посадкой. Со стороны тормозных колодок это отлично видно. Стальная втулка образует П-образное лабиринтное уплотнение как на стандартном колесе (Наружный обод). Втулка выточена целиком без сварки. И судя по кромкам толи обрезалась , толи только подравнивалась на станке. Края втулки ровные с рисками от резца. Это я видел когда зачищал их до металла.И где-то на просторах интернета я уже видел подобное изготовление.
  Вот тебе бабушка и Юрьев День! Или как я купил колёса на Урал! Автор: Me and motorcycle
 

 
За основу взято днепровское колесо. Со ступицы срезаны бурты в которые вставляются спицы. Выточена стальная втулка в диаметр и насажена на ступицу. взяты родные-же обода, отрихтованы как вышло (по моему мнению, выровнить Ураловские или Днепровские обода в ноль практически невозможно. 3мм, но бьёт) и приварены к втулке пятью стальными лучами-спицами. Здоров! Поясни про колесо. Днепровская ступица сталеалюминиевая - тормозной барабан железный, венец с ребрами охлаждения и буртами под спицы люминь.Это получается они обточили алюминий не полностью и одели стальную втулку? Или под ноль сточили все алюминиевое?
  Продам Документы иж Планета 5 Автор: WARTARR
 

 
нет на иж пс нету !!!!! НАРОД ЧИТАНИТЕ ДОКУМЕНТОВ УЖЕ НЕТ ПРОДАНЫ!!!!!!!!!
  Коленвал от планеты 3 на планету 5 ???? Автор: WARTARR
 

 
Кароче все у них оналогично ставь и не парься))))
  Зажигание ИЖ-Планета 5. Автор: Cornsilk
 

 
нашёл в чем дело, оказывается коленвал стоит от планета 3.



Последние сообщения на форуме: 1

Разговоры обо всем Настроение, погода и все все все (часть 1... ►… 3407 demon1605 14 час.
Наши проекты Реставрация ИЖ Планета Спорт 350 ►… 735 Pan 1529 дней
Наши проекты Восстановление ИЖ Юпитер 5 СССР 1989 г.в. ►… 359 Pan 1529 дней
Наши проекты ИЖ ПС с движком suzuki DR650 ►… 196 OFPmaniak 1530 дней
Двигатель Планета из подвала ►… 1 ryusyu 1530 дней
Ремонт Бедная смесь? фото свечи ►… 126 lomaster 1531 день
Общие вопросы Общие вопросы ►… 2113 Black_Moto 1536 дней
Двигатель Втулки ВГШ ►… 1 брмайор 1537 дней
Разговоры обо всем ''катаемся летом,фото'... ►… 2600 shors 1537 дней
Разговоры обо всем «Мотозима-2019» - выходные в “Экспоцентре... ►… 1 sokolec 1543 дня
Мотоциклы Тула Японские детали ЦПГ и не только. ►… 268 sokolec 1543 дня
Мотоциклы Тула Тула ТМЗ 5.925 ►… 8 sokolec 1543 дня
Наши проекты Ремонт ИЖ Юпитер 5 и Урала ►… 518 disc122333 1543 дня
Наши проекты ИЖ-Юпитер 4 ►… 103 FRAER 1545 дней
Электрика Вопрос по электрике. Минск. ►… 54 nekus 1547 дней
Продам Продам Японские карбюраторы Keihin и Miku... ►… 27 mishkabayker 1548 дней
Мой гараж Берлога/мото-гараж в авто-фургоне! ►… 121 МК 1566 дней
Наши проекты "Мотоциклы Кирова Владислава" ►… 464 Skampf 1577 дней
Наши проекты Спартанец ►… 991 FRAER 1580 дней
Автомобили Покупка машины ►… 1508 parfent 1583 дня



Поиск по сайту

Ваше мнение

Умеете ли Вы пользоваться поиском на нашем сайте?

Да
Нет
А где он тут?


Архив опросов на сайте

Новые фото галереи

ИЖ Планета Спорт

Случайное фото

Фотография 3
---------------------------
Фотография 2
---------------------------
Фотография 5

Посмотреть еще фото в галерее

ТОР новости


RSS лента

RSS лента
Подпишись на свежие
новости с нашего сайта.


Последние комментарии на сайте

Последние сообщения на форуме

К непрочитанным сообщениям на форуме

↑ Назад