Автопром у нас помирает громко, а мотоциклетостроение тихо. Даже не все
знают, сколько в стране заводов бьется над выпуском мотоциклов, и
сколько из них еще на плаву. Причем если с жигулей на автомобили народ,
по данным ВЦИОМа, окончательно переориентировался уже 4 года тому
назад, то о русских мотоциклах он перестал мечтать еще раньше. Тем
более как транспортное средство он не особо нужен даже в деревнях. При
социализме селяне носились по полям и лесам на Иж-Планета-3 лишь от
бедности, а как только распогодилось, так сразу принялись мечтать об
автомобилях. И при поломке все чаще вместо самостоятельно ремонта водители обращаются в автосервис. И на сегодня деревня мотоциклами
преимущественно только балуется, а ездит на машинах. Ну а в городах
отечественный мотоцикл увидеть можно либо на выставке, либо изредка в
ГАИ.
Вполне закономерно, что производство в тупике, потребитель разбежался или закончился, и заводы вот-вот закроются.
В
этой связи о своем существовании напомнил Ирбитский завод, который,
может быть, еще кто-то помнит по мотоциклам "Урал". Все годы своего
существования у предприятия была тяжелейшая судьба. Он из последних сил
производил цельнотянутые у немцев мотоциклы BMW R-71, выживая в цехах
старого пивзавода. Но все же отстраивался, модернизировал немецкий
образец и боролся с нарастающим непониманием целевой аудитории. Ирбит
до сих пор уверен, что на его мотоциклах можно воевать и из последних
сил сует их в армию. На официальном сайте мотозавода даже красуется
спецверсия для ВДВ.
Но время мотоциклов в армии закончилось с
появлением квадроцикла. И вполне закономерно, что на заседании Комиссии
по содействию в обеспечении устойчивой деятельности хозяйствующих
субъектов Свердловской области обсуждается вопрос возможной кончины
Ирбитского мотозавода уже в марте 2010 года. Долги предприятия по
налогам и другим обязательным платежам исчисляются миллионами.
Но
свет в конце ирбитского тоннеля все же есть. По словам исполнительного
директора предприятия Владимира Курмачева "на ИМЗ планируется
ежемесячно собирать по 70 мотоциклов для рынков США и Европы", что
позволит постепенно рассчитаться с долгами.
К счастью для
нашей армии, американцы покупают "Уралы" не на замену Hummer. В США
наши мотоциклы считаются уникальной стариной и ценятся, как хороший
патефон. А вот у нас в стране, где их пытаются выдавать за последнее
слово техники, они действительно никому не нужны.
Урал "Капрал"
Урал "Red October"