Коробка передач ИЖ Юпитер 1, 2 / Планета 1, 2 |
Sid Spears |
9 августа 2012 14:57
(Автор темы) Сообщение #1
|
Гений в мотоциклах Репутация: 166 Группа: Посетители Регион: 36 Сообщений: 2204 На сайте с: 3.11.2011 |
Коробка передач ИЖ Юпитер 1, 2 / Планета 1, 2 Тем, кто ездит на ИЖах Коробка передач У всех ижевских мотоциклов, за исключением двухцилиндровых мотоциклов ИЖ Юпитеров, коробки передач одинаковой конструкции. Они имеют четыре передачи с одним нейтральным положением и ножное управление. На моделях ИЖ-350, ИЖ-49 и ИЖ-56 устанавливался еще вспомогательный рычаг ручного переключения передач. Рис. 1. Коробка передач мотоциклов ИЖ Планета и ИЖ Планета 2: 1 - первичный нал с шестерней первой передачи; 2 шариковый подшипник 204; 3 — шестерня II передачи; 4 шестерня III передачи; 5 - шестерня IV передачи со (горичным валом; 6 — роликоподшипник; 7 ведущая звездочка задней передачи; 8 сектор переключения передач; 9 — механизм переключения; 10 — вилка переключения Ь и IV передач; 11 — валик переключения; 12 — вилка переключения I и 111 передач; 13—оси вилок; 14 — промежуточный вал; 15 — стопорная пластина подшипников первичного и промежуточного валов. Коробки эти (рис. 1 и 2) состоят из трех валов — первичного, промежуточного и вторичного, восьми шестерен и механизма переключения. Рис. 2. Коробка передач мотоциклов ИЖ Юпитер и ИЖ Юпитер 2: 1 — стопорное кольцо: 2 регулировочная шайба подшипника первичного вала; 3 — регулировочная шайба барабана сцепления; 4 - шариковый подшипник 204; 5 - шестерня I передачи с первичным валом; 6 - шестерня II передачи; 7 — подвижная (скользящая) шестерня III передачи; 8 - упорна-шайба первичного вала; 9 шестери IV передачи со вторичным валом; 10 — роликовый подшипник; 11 — упорная шайба; 12 — стопорное кольцо; 13 сальник вторичного вала; 14 — гайка вторичного вала (с левой резьбой); 15 — рычаг автомата сцепления; 16 шток выжима сцепления; 17 - втулка (подшипник); 18 — промежуточный вал; 19 — шариковый подшипник 203; 20 — шестерня промежуточного вала: 21 - шестерня III передачи; 22 — кулачок автомата сцепления; 23 — упорная шайба валика переключения; 24 — зубчатый сектор переключения передач; 25 валик переключения; 26 — вилка переключения II и IV передач; 27 — вилка переключения I и III передач; 28 — валик механизма переключения, 29 — регулировочная шайба валика переключения; 30 — подвижная шестерня II передачи; 31 шестерня 1 передачи промежуточного вала. Начнем с валов и их опор. Первичный вал 5 (см. рис. 2), изготовленный заодно с шестерней первой передачи, вращается в шариковом подшипнике (204), установленном на левом его конце, и в подшипниках скольжения 17 вторичного вала. Другой опорой вторичного вала является роликовый подшипник 10г запрессованный в правую половину картера. На мотоциклах ИЖ-350, ИЖ-49 (первых выпусков) использовался подшипник 192906. Позже вместо него ставили другой — 192906К По способу фиксации и посадочным местам в картере они не-взаимозаменяемы. На «Планете-2» и «Юпитере-2» применены более надежные и долговечные подшипники 192906К1 с роликами бочкообразной формы (со скосами-бомбинами у торцов). Их можно ставить на вторичный вал вместо подшипников 192906К, поскольку посадочные размеры их одинаковы. Кстати, в крышках коробок передач, выпускаемых а качестве запасных частей для одноцилиндровых двигателей, вторичный вал установлен на новом подшипнике. Промежуточные валы у всех коробок одинаковы, за исключением ИЖ-56, где от этого вала шел привод к спидометру. Коробка передач ИЖ-Ю и ИЖ-Ю2 отличается передаточными отношениями, наличием автомата выключения сцепления и первичным валом. Рис. 3. Схема расположения шестерен при включении разных передач: Н - нейтраль: I, II, III, IV — передачи; 1 — первичиый вал с шестерней I передачи z = 17(15); 2 — шестерня z = 15(21); 3 — шестерня z = 20(21); 4 — вторичный вал с шестерней z = 21(34); 5 шестерня г - 15Ц5): 6 — шестерня z = 20(19); 7 — вилка переключения; 8 — шестерня z = 24(22); 9 — шестерня z = 37(37). Количество зубьев (z) шестерен указано для одноцилиндровых двигателей и в скобках для ИЖ Юпитер и И Ж Юпитер 2. Теперь о механизме переключения. Та или иная передача во всех коробках включается передвижением шестерен 3 и 8 (рис. 3) по шлицам валов посредством вилок 7. Они управляются механизмом переключения передач (рис. 4) следующим образом. При нажатии на педаль 1 вал 13 поворачивается вместе с поводком 8 и свободно качающимся на его оси анкером переключения 9. Благодаря стопору 11, расположенному в пазе анкера, последний поворачивается относительно поводка и входит в зацепление с зубьями храповика на секторе переключения. При этом постоянно сцепленный с сектором валик 2 поворачивается, а вилки переключения 3 и 4, соединенные штифтами 7 с его фигурными пазами, передвинутся вместе с шестернями 3 и 8 (см. рис. 3). Валик удерживается в нужном положении фиксатором 6 (рис. 4). Рис. 4. Механизм переключения передач ИЖ-Ю и ИЖ-Ю2: 1 — педаль; 2 — валик; 3 — вилка переключения I и III передач; 4 — вилка переключения II и IV передач; 5 — пружина фиксатора; 6 — фиксатор; 7 — штифты вилок; 8 — поводок; 9 — анкер; 10 — пружина: 11 — стопор: 12 — сектор; 13 — вал переключения. Основные детали коробок нормально работают до пробега в 60—70 тыс. километров. Преждевременно неисправности возникают главным образом вследствие резких перегрузок при эксплуатации или из-за неправильной сборки после ремонта двигателя. Наиболее часто владельцы жалуются на самопроизвольное выключение передач или скрежет в коробке. Эти дефекты вызываются чрезмерным износом вилок, сколами или смятием кромок кулачков у шестерен, а также явлением больших осевых люфтов лика переключения или вторично вала. Для восстановления нормальной работы коробки изношенные или поврежденные шестерни и вилки заменяют новыми, а люфт валов регулируют следующим образом. Разобрав коробку как указано в инструкции, в левую половину картера (у одноцилиндровых двигателей) вплотную к стенке вставляют валик переключения 11 (см. рис. 1) и на правую его шейку надевают упорную шайбу толщиной 1,4 мм. На плоскость разъема картера кладут линейку (можно использовать прямой шток выжима сцепления) и измеряют щупом зазор между линейкой и плоскостью шайбы. Если на плоскости разъема установлена прокладка, зазор в пределах 0,2—0,4 мм обеспечит необходимую «игру» валика. Чтобы устранить больший зазор, на левую шейку валика ставят регулировочные шайбы толщиной 0,2—0,3 мм. В двигателях ИЖ-Ю и ИЖ-Ю2 осевой люфт валика проверяют иначе. В обоих половинах картера измеряют расстояние (глубину) от плоское! и их разъема до мест опоры валике, Сумму этих расстояний сравнивают с длиной валика плюс 1,4 мм (толщина шайбы) Обеспечивают осевую «игру» (0,2— 04 мм) установкой шайб на левую шейку валика. Осевой люфт вторичного вала проверяют после соединения обеих половин картера и затяжки винтов. Если люфт превышает 0,6 мм, смещают первичный аал вправо легкими ударами по наружному кольцу подшипника через трубчатую выколотку. Нормальная осевая «игра» вторичного вала — 0,4— 0,6 мм. Фиксируют подшипник в нужном положении регулировочными шайбами толщиной 0,3—0,5 мм, ставя их заподлицо со стопорной пластиной 15 в одноцилиндровых двигателях (см. рис. 1), а на ИЖ Юпитер и ИЖ Юпитер 2 — в уровень стопорного кольца 1 (см. рис. 2). Наружный диаметр регулировочных шайб — 47 мм, внутренний — 38 мм. Кроме упомянутых неисправностей, встречаются и такие. При нажатии на педаль передачи не включаются. Это указывает на износ или повреждение собачки анкера, поломку пружины, собачек или износ упора механизмов переключения (ИЖ-350, ИЖ Планета, ИЖ Планета 2), а возможно, на ослабление его крепления к картеру. Для выявления неисправности необходимо проверить состояние перечисленных деталей. При троганим с места или резком увеличении нагрузки выключаемая передача — значит ослабла или сломалась пружина фиксатора. Не полностью включается четвертая передача на ИЖ-Ю (ИЖ-Ю2). Причина — чрезмерный осевой люфт валика переключения передач 28. Чтобы устранить люфт, достаточно ослабить болт крепления кулачка 22, подать вал «право до упора и затянуть болт. Уход за коробкой передач заключается главным образом в систематической проверке уровня масла и своевременной его замене. Для коробок пригодны автотракторные, дизельные и авиационные масла любой марки. Летом следует применять более вязкие МС-20, ДС-11, зимой — менее вязкие АС-8, АСЗп-10, АСЗп-6. В морозное время их можно разбавлять бензином в пропорции 100—150 см3 на литр масла. г. Ижевск В. СТАРКОВ, инженер |
|
Последние комментарии на сайте:
Последние сообщения на форуме: 1