ЭЛЕКТРОННЫЙ ЗВУКОВОЙ СИГНАЛИЗАТОР РЕЖИМОВ РАБОТЫ БОРТОВЫХ СИСТЕМ
На мотоцикле приходится выключать указатели поворотов вручную. В солнечную погоду контрольную лампу указателей поворотов практически не видно и существует вероятность забыть выключить указатели. Для повышения безопасности и комфортности при езде на мотоцикле было разработано звуковое сигнальное устройство. Его электрическая принципиальная схема представлена на рисунке.
У устройства есть два логических входа: первый для сигнализации работы указателей поворотов и второй для сигнализации включения “нейтрали” в коробке переключения передач. Причем по первому входу устройство работает прерывисто (синхронно с контрольной лампой указателей поворотов), а по второму (при включении “нейтрали”) слышен постоянный сигнал. Этот сигнал, чтобы не мешал при остановках, прогреве двигателя или просто включенном за-жигании, звучит 2-3 секунды, затем отключается. Сигналы: “Вход 1” подключается к контроль-ной лампе указателей поворотов, а “Вход 2” к соединению лампы включения “нейтрали” и дат-чика включения “нейтрали”.
Основой схемы является генератор, настроенный на резонансную частоту звукоизлуча-теля. Он был взят из статьи ”Таймер для заваривания чая”, страница 34 в [1]. Работой генера-тора управляет логический элемент D1.1. Когда на любой из его входов подается логический ноль, то звуковой генератор включается. Сигнал с входа 2 проходит через дифференцирующую цепочку R1R5C1, которая выключает генератор через время ?. Резисторы R1 и R3 служат для согласования уровней входных сигналов управления с входными логическими сигналами мик-росхемы. Изменяя номиналы элементов R6 и C2 можно в широких пределах менять частоту ра-боты генератора, подстраивая его по своему вкусу и добиваясь необходимой громкости звуча-ния. Транзистор VT1 служит для увеличения мощности излучения пьезоизлучателя. Диод VD1 служит для защиты схемы от подачи напряжения другой полярности при подключении (на мо-тоциклах с аккумуляторной батареей), и является выпрямителем на мотоциклах с генератором переменного тока. На элементах R4VD2C3C4 собран параметрический стабилизатор напряже-ния, служащий для питания микросхемы.
"Печатка" - выполнена 1:1 по технологии "через принтер". (только одна перемычка со стороны распайки - от C2 к первой ноге микросхемы)
Автор уже год использует описываемое устройство на мотоцикле Иж-Планета-5, распо-лагая его внутри приборного щитка. Громкости излучения вполне хватает, чтобы услышать ра-боту устройства на ходу, находясь в шлеме-интеграле.
Литература
1. Шелестов И. П. Радиолюбителям: Полезные схемы.: “СОЛОН” .Москва 1998. 186 с.
2. Нефедов А.В. Интегральные микросхемы и их зарубежные аналоги: Справочник. Т.5. – М.:КубК-а, 1997. – 608 с.:ил.
Яколович Дмитрий
Источник: www.motoizh.ru
Другие новости похожие на "ЭЛЕКТРОННЫЙ ЗВУКОВОЙ СИГНАЛИЗАТОР РЕЖИМОВ РАБОТЫ БОРТОВЫХ СИСТЕМ":
Автор новости: Rust
Комментарии:
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.Последние комментарии на сайте:
Последние сообщения на форуме: 1