ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ РАЗНЫХ МОДИФИКАЦИЙ МОТОЦИКЛОВ
Сразу после войны в СССР было решено развернуть производство мотоциклов, используя для этого оборудование и конструкторскую документацию немецких мотоциклетных заводов. Одним из прототипов, выбранных для воспроизводства, стал "DKW-RT125" - лучший легкий мотоцикл того времени. Копию этого мотоцикла решено было выпускать в Москве и Коврове.
Первые Ковровские мотоциклы марки "К-125" появились в 1946 году. "К-125" означало - "Ковровский, в классе 125 куб.см". В первый год было выпущено 286 единиц.
Мотоцикл имел одноцилиндровый двухтактный двигатель, двухканальную петлевую продувку по патенту Шнюрле, позволившую избавиться от характерного для "двухтактников" 30-х годов - дефлектора на поршне. Чугунный цилиндр и головка из легкого сплава крепились к отлитому из алюминия картеру длинными шпильками, проходящими сквозь цилиндр. Трехступенчатая коробка передач находилась в одном блоке с двигателем. Заднее колесо было жестко установлено в сварной трубчатой раме, а переднее подвешено в параллелограмной вилке.
Источниками тока служили 6-ти вольтовый генератор постоянного тока мощностью 35 Вт и аккумулятор З-МТ-7. Основные приборы системы электрооборудования - реле-регулятор, катушка зажигания, центральный переключатель - находились в распределительной коробке, установленной под седлом.
На следующей модели мотоцикла "К-55" за счет применения другого типа карбюратора и усовершенствования глушителя максимальную мощность удалось поднять с 4,25 л.с. до 4,75 л.с. Заднее колесо получило мягкую маятниковую подвеску.
"К-58" пришел на смену "К-55" с бензобаком новой формы и увеличенной емкости, с форсированным до 5 л.с. двигателем и системой электрооборудования переменного тока без аккумулятора. Эта машина выпускалась до 1960 года и стала последней в ряду потомков " DKW-RT125"
Мотоциклы класса 175 см3 начали выпускаться с 1957 года, когда была спроектирована и поставлена на производство модель "К-175"
Модификация "Ковровец К-175" была совершенно новой моделью имеющей короткоходный 175-кубовый 8-сильный двигатель с цилиндром из алюминиевого сплава с чугунной гильзой. Мотоцикл имел капотированную заднюю часть и закрытый кожухом карбюратор, 16-ти дюймовые колеса, полностью закрытую цепь и двухместное седло подушечного типа. От модели "К-55" мотоцикл позаимствовал трехступенчатую коробку передач, подвеску и систему электрооборудования постоянного тока с аккумулятором.
На смену "К-175" в 1959 году пришла новая модель "Коврове 175А". Эта машина отличалась новой четырехступенчатой коробкой передач, системой зажигания от генератора переменного тока. На бензобаке появилась эмблема с изображением бегущих зайцев, взятая герба города Коврова.
На мотоцикл "Ковровец-175Б" устанавливался другой карбюратор (К-36) и генератор переменного тока. Двигатель форсирован л.с. Эта модель выпускалась два года.
С 1964 года стала выпускаться модель "Ковровец-175В", которая имела мощность двигателя 7 кВт (9,5 л.с).
На мотоциклах серии "К-175" устанавливался полуавтомат выжима сцепления, который не встречался на Ковровских мотоциклах ни до, ни после.
Мотоциклы серии "Восход" Ковровский завод начал выпускать в 1965 году. Мотоциклы этой серии за счет усовершенствования двигателя приобрели новые эксплуатационные качества. Мощность двигателя выросла до 10 л.с. На мотоцикле появился багажник, ветровое стекло, наколенные щитки.
Мотоцикл "Восход-2" от своего предшественника отличался оригинальностью компоновки, техническими решениями, направленными на повышение эксплуатационных качеств, надежности, долговечности и внешнего вида. В 1976 году "Восход-2" был модернизирован.
Модернизированный "Восход-2" внешне отличался от предшественника круглыми фонарями указателей поворота (раньше они были прямоугольными), задним фонарем, глушителями новой формы, имел множество принципиально новых технических решений, качественно повлиявших на эксплуатационные и ходовые характеристики мотоцикла. Прежде всего, это электронная бесконтактная система зажигания (с генератором переменного тока типа Г- 427), которую можно был установить на все ранее выпущенные двигатели "Ковровцев" и "Восходов". Для этого достаточно было установить генератор Г-427, высоковольтный трансформатор Б-300Б и коммутатор КЭТ-1. В процессе производства изменялись и другие узлы мотоцикла. В головке шатуна коленчатого вала вместо традиционной втулки был установлен игольчатый подшипник 464805Д, который существенно увеличил надежность двигателя.
На модернизированном "Восходе-2" применялся новый глушитель. От прежнего он отличался не только формой, но и внутренним устройством. Резонансную трубку у него можно было вынимать и прочищать.
Глушитель имел такие же присоединительные размеры и мог использоваться на всех моделях Ковровских мотоциклов.
Новые приборы световой сигнализации отличались не только формой, но и лучшими светотехническими характеристиками.
Более надежно (благодаря запирающей пружине) стала фиксироваться в закрытом положении центральная подставка.
В двигателе были применены ведущие диски сцепления более совершенной конструкции, повысившие коэффициент запаса сцепления с 1,25 до 1,47. Изменение конструкции дисков не нарушило их взаимозаменяемости. Их можно было использовать на всех Ковровских мотоциклах класса 175 см 3.
Была повышена прочность зубьев коробки передач. Это означало, что при использовании новых шестерен на старых коробках их можно менять только попарно: одновременно ведущую и ведомую. Чтобы повысить надежности механизма переключения передач, валик переключения стал снабжаться долговечной трехвитковой возвратной пружиной. Валик также можно было использовать для всех ранее выпускавшихся двигателей "Ковровцев" и "Восходов".
Модель мотоциклов "Восход-2М" была запущена в производство в 1977 году. От предшественника мотоцикл "Восход-2М" выгодно отличался такими качествами как мощность, комфортабельность, долговечность и экономичность.
Чтобы повысить мощность двигателя до 14 л.с. (сохранив прежний рабочий объем 173,7 см3) потребовалось изменить конфигурацию каналов в картере и цилиндре и переделать головку цилиндра для увеличения степени сжатия (до 9,2).
В измененной головке свеча зажигания расположена по центру камеры сгорания, а не сбоку, как в прежних моделях. В ней нет декомпрессора, надобность в котором отпала: очищать цилиндр от несгоревшей смеси для облегчения пуска при наличии электронного зажигания, более совершенной продувки и т.п. приходилось очень редко.
Центральное отверстие в головке значительно упростило регулировку момента зажигания, так как позволило измерять положение поршня самими простыми способами.
Модернизированный двигатель рассчитывался на высокооктановый бензин АИ-93, но мог работать и на А-76.
Чтобы увеличить срок службы одного из главных узлов двигателя – коленчатого вала, в нижней головке шатуна вместо так называемого насыпного роликового подшипника применен готовый игольчатый Подшипник 464805Д. Долговечность узла с таким подшипником возросла в полтора раза. Несмотря на увеличение мощности двигателя, Расход топлива сохранился прежним. Его контрольная величина составляла 4,4 л/100 км.
На "Восходе-2М" устанавливалась электронная бесконтактная система зажигания. Она включала генератор Г-427, коммутатор КЭТ-1А и высоковольтный трансформатор Б-300Б. Двигатель хорошо запускался и при жаре и в холодную погоду, т.к. напряжение на свече достигало 18 000 В уже при частоте вращения ротора 300 об/мин. Это напряжение выдерживается до 7500 об/мин поэтому двигатель устойчиво работает и на режимах максимальной мощности.
Более высокие мощность и число оборотов двигателя обеспечивают мотоциклу большую (примерно на 10 км/час) скорость на каждой передаче. Чтобы сохранить и улучшить плавность движения, управляемость и устойчивость мотоцикла на возросших скоростях была изменена передняя вилка: увеличен диаметр труб и усовершенствованы амортизаторы. Они стали снабжаться клапанами, перепускающими жидкость строго определенным путем, введены верхние и нижние гидравлические буфера. За счет увеличения на 30% объема рабочей жидкости повышена их энергоемкость, ход вилки увеличился на 20 мм и составил 160 мм.
Модель мотоцикла "Восход-3" сохранила традиционную для этой марки преемственность с предыдущими. Отличает её другой бензобак, система впуска, задние амортизаторы, привод управления "газом" и демпфер вторичной передачи. На "Восходе-3" применены модернизированные тормоза, колеса, генератор, улучшено седло.
На мотоцикле устанавливался 14-сильный двигатель "Восхода-2М" с некоторыми изменениями, касающимися повышения надежности, долговечности и снижения шума.
Бензобак не только другой конструкции (вмещает на 2 литра топлива больше), но и иной по форме - получил модные очертания и совершенно другой фирменный знак. Следует отметить, что примененное крепление бака на раме при помощи резиновых амортизаторе более удобно и существенно снижает вибрацию.
Значительной модернизации подвергся генератор. Он получил встроенный безреверсный датчик. Новое устройство исключило случайный пуск двигателя в обратную сторону.
Привод заднего колеса осуществлялся цепью ПР12,7-1800-21, которая заключена в кожух и защищена от грязи и песка резиновыми чехлами. Между ведомой цепной звездочкой и колесом "Восхода-3" для сглаживания рывков в трансмиссии установлено демпфирующее устройство из шести резиновых вкладышей. Применена другая конструкция задних пружин и амортизаторов. Последние обладают увеличенной энергоемкостью и обеспечивают высокую стабильность в работе при изменении температуры окружающего воздуха. Узел "амортизатор – пружина" оснащен четырехпозиционным регулятором. Он позволяет в зависимости от нагрузки на заднее колесо установить один из четырех вариантов поджатия пружин. Амортизаторы, расположенные под углом 12° к вертикали, обеспечивают колесу ход 105 мм, что весьма существенно при движении по плохой дороге. Открытые хромированные пружины, как и другие детали, в сочетании с пластмассовым внутренним защитным кожухом штока придали ему привлекательный вид.
Благодаря увеличению со 125 до 160 мм диаметра тормозных барабанов обеспечена высокая эффективность работы тормозной системы, повышена ее надежность и долговечность. Привод переднего и заднего тормозов, как и на прежних моделях - механический. В то же время ось ножного рычага стала вращаться в капроновых втулках и, следовательно, при эксплуатации не требует ухода.
Усилены колеса и ступицы мотоцикла. Они получили более прочные спицы. В ступицах установлены подшипники серии "204", которые защищены резиновыми уплотнительными манжетами.
Изменен по форме передний щиток. Он стал более легким.
Руль получил катушечную ручку управления "газом". Она управляется более коротким, чем на "Восходе-2", движением кисти руки и тем сокращает время реакции мотора на действия водителя. Такая короткоходовая ручка надежна, удобна и практически не требует ухода.
Изменения, появившиеся в конструкции мотоцикла "Восход-ЗМ", были направлены на повышение безопасности, надежности и долговечности машины и, в той или иной степени, коснулись всех узлов, механизмов и систем.
Двигатель. В верхней головке шатуна установлен игольчатый подшипник. Горловина цилиндра на картере изготовлена так, что ребра имеют увеличенную поверхность охлаждения.
Электрооборудование. На "Восходе-ЗМ" установлено 12-вольтовое электрооборудование. Это позволило облегчить пуск Двигателя, применить световые приборы с лучшими характеристиками - фару ФГ-137Б с рассеивателем типа "европейский луч", новый задний фонарь с боковыми отражателями. Над фарой установлен блок контрольных приборов: замок зажигания, спидометр, контрольные лампы указателей поворотов, ближнего и дальнего света. Приборы соединены в цепи при помощи штекерных разъемов. Источник питания - генератор переменного тока мощностью 65 Вт. Для выравнивания напряжения в схему введен стабилизатор, конструктивно объединенный с электронным коммутатором. На правой рукоятке Руля - аварийный выключатель зажигания и переключатель "день-ночь".
Ходовая часть. Передние амортизаторы вместо металлических получили резиновые гофрированные чехлы. "Восход-ЗМ" снабжался индикатором износа накладок в тормозах обоих колес.
Управление. Конструкция руля позволяла обеспечивать широкий диапазон регулировок в зависимости от роста водителя и особенностей его посадки.
Облицовка. На мотоцикле устанавливался другой, профилированный щиток переднего колеса. Конструкция крепления позволяла изменять расстояние между щитком и колесом, увеличивая или уменьшая, в зависимости от состояния дороги.
На мотоцикле "Восход-ЗМ" устанавливались также - противоугонное устройство (замок) рулевой колонки, рычаг кик-стартера с откидной педалью взамен цельной, откидные подножки водителя, световозвращатель на передней вилке, два зеркала заднего вида.
В 1989 году на поток поставлена модификация "Восход-ЗМ-01". На старую ходовую часть был установлен новый двигатель с лепестковым клапаном, разработанный для мотоцикла "ЗДК-175". Модернизированный двигатель отличался цилиндром с пятиканальной продувкой и одним выпускным окном (у модели "Восход-ЗМ" каналов два). Лепестковый клапан на впуске снизил расход топлива да 4,2 л/100 км. Мощность выросла с 13 до 15,5 л.с.
У двигателя один глушитель с эффективным акустическим элементом. Для снижения механических шумов доработана конструкция поршня, а на цилиндре и головке установлены четыре резиновых демпфера.
Передаточное число третьей передачи приближено к четвертой, благодаря чему намного улучшилась динамика мотоцикла.
Изменения коснулись и ходовой части. Руль мотоцикла стал шире, имеет перемычку, накатку в местах крепления, что улучшило его виброизоляцию.
Мотоцикл оснащен боковым упором на раме, предусмотрен кронштейн для крепления центральной подставки. В комплект входят душ безопасности и оригинальный обтекатель вокруг фары.
Последующая модернизация "Восхода" получила новое название "Сова". В принципе, это совершенно другой мотоцикл, хотя осталось и "восходовских" деталей.
Изменена "внешность" мотоцикла. Ярко выраженная "эндуристость" подчеркивается широким спортивным рулем с перемычкой и щитком на фаре. Бак также не выпадает из этого ряда. Откосы багажника служат также и боковыми ручками.
Главное отличие двигателя "ЗМ-01" - наличие лепесткового клапана на впуске. Для "Совы" существуют два варианта двигателей 175 и 197 см3. Мощность их соответственно составляет 14 и 15 л.с., а максимальная скорость - 105 и 120 км/час. Сухая масса обоих модификаций составляла около 107 кг.
Изменена конструкция ходовой части: ход передней вилки увеличен до 155 мм. За счет изменения геометрии задней части рамы и применения другого маятника ход задней подвески по оси колеса достиг 115 мм. А так как подушка сидения "наползает" на бак, водитель приобрел возможность выбрать наиболее удобное положение при движении.
Ковровским предприятием "Завод им. В.А. Дегтярева" выпускется несколько моделей мотовездеходов и специальных мотоциклов.
Модель ЗДК-5.904 "Фермер" - трехколесный мотовездеход с неразрезной задней осью, передачей заднего хода и передним колесом, установленным в телескопической вилке.
Четырехколесный мотовездеход модели ЗДК-175-4ШП-01 имеет однорычажную независимую подвеску передних колес, жесткую заднюю подвеску, двухступенчатый демультипликатор и передачу заднего хода.
Вездеходы оснащены полным комплектом электрооборудования.
С "Ковровским" мотоциклом может агрегатироваться и модуль ЗДК-9.906, превращающий их в трехколесные грузовые машины. Модуль состоит из кузова грузоподъемностью 175 кг, двух колес и редуктора с передачей заднего хода.
Разработан и выпускается мотоблок, в котором применен 175-ку-бовый мотоциклетный двигатель с принудительным охлаждением. Мотоблок имеет 4 передачи и развивает тяговое усилие 100 кгс.
Источник: «Мотоцикл Восход. Пособие по ремонту/ Состав. К.П. Быков, П.В. Грищенко; Ред. Т.А. Шленчик. – Чернигов: ПФК «Ранок». 2003.
Другие новости похожие на "ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ РАЗНЫХ МОДИФИКАЦИЙ МОТОЦИКЛОВ":
Автор новости: Rust
Комментарии:
|
||
|
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.Последние комментарии на сайте:
Последние сообщения на форуме: 1