Советские мотоциклы - мотоциклы СССР - все о советских мотоциклах иж, минск, зид, урал, восход, тюнинг, ремонт

On-Line

Всего на сайте: 14

Пользователей: 0



Роботов: 0

Гостей: 14


Наши Конкурсы

Трудная история советского мотоцикла



Трудная история советского мотоцикла

Пожалуй нет более странной истории, чем развитие в СССР автомобильной и мотоциклетной промышленности. Ну где к примеру одна и таже модель стояла на производстве по 20-30, а в некоторых случаях (как например двигатель ЗиС-5) более сорока лет...

До революции в России со своими автомобилями было туго, а с мотоциклами - практически никак. По большей части это были или единичные конструкции одиночек-энтузиастов (хотя 20-ти сильная "Победа" произвела на спортивных трассах тех лет фурор - такой громадной мощности мотоциклов в мире то особо не знали) или отверточная сборка на базе велосипедов с двигателями иностранного производства.

Естественно, что после 1917 года о каком-либо производстве речи быть не могло вообще - не хватало всего. К окончанию гражданской войны экономика худо-бедно, с диким скрежетом и скрипом но заработала.
Для того, что бы понять с чего пришлось создавать новую фактически отрасль промышленности надо перечислить имевшиеся до 17-ого года автозаводы:
РуссоБал
Лесснер

И все. АМО - еще строится - фактически его заканчивали после 17-ого. О производстве мотоциклов и говорить нечего было - его не было по сути своей. Какое то время весь мотоциклетный "голод" несколько приглушался покупками техники за рубежом. Так же стало ясно - без мотоцикла на одних автомобилях не уехать в светлое будущее... Закупки мототехники продолжались до войны, после войны в СССР уже официально поступали чехословацкие машины заводов Jawa и CZ. Также были эпизодические закупки в капстранах спортивных машин - например советские гонщики не раз выигрывали кросовый чемпионаты Европы и мира на австрийских КТМах. Но до этого - еще лет так 40 - не меньше.

Первый шаг советская мотопромышленность сделала в 1924 году. На заводе ОСОАВИАХИМа №1 (бывший Дукс, ныне - ФГУП ГРКНЦ ЦСКБ-Прогресс, г. Самара) под руководством П. Н. Львова. К концу 1924 года новый мотоцикл был собран.


 

alt  alt


alt


Вполне понятно, что машина не была революционной по конструкции, но и не лбыла такой уж отсталой - тут как говорится не жиру быть бы живу, но все же...
Четырехтактный одноцилиндровый двигатель рабочим объемом 500 см3, расчитанный под бензин марки А-56, развивал 10 л.с. Интересна была конструкция двигателя - своебразная смесь архаики и современных решений. Отрыжкой прошлого были - цилиндр был с неотъемной головкой (как на нынешних штайровских дизелях, производимых на ГАЗе), клапанный механизм смешанного типа - с верхним впускным и нижним выпускным. Такой клапанный механизм имеет интересную особенность - с распредвалом (или его подобием) связан только нижний, выпускной, клапан. Верхний же открывался, когда поршень на такте впуска шел вниз.

И при этом цилиндр был установлен на картере под углом в 70 градусов - это уже было несомненно прогрессивной чертой.
Мотоцикл участвовал во втором всесоюзном автопробеге - все мотоциклы шли по упрощенной трассе Москва-Харьков. Несмотря на "детские болезни" мотоцикл дошел до финиша.
Для мотоцикла как и для конструкторского колектива это был безусловный успех. Но в серийное производство Союз не пошел - производство на Дуксе было признано невозможным - завод всеже был ориентирован на авиацию. Попыток искать другой завод не действовало. Кроме того, на судьбу "Союза" повлиял и тот факт, в результате которого к примеру с производства было снято семейство машин АМО-Ф-15 - машина абсолютно не была преспособленна к массовому производству, что в условиях нехватки транспорта в СССР было явно отрицательным фактором.

Другая попытка создать отечественные машины была предпринята на Ижевском механическом заводе. Надо отметить вообще интересную ситуацию - до войны, пожалуй только за исключением Ирбита, вся мотоциклетная промышленность в СССР действовала на оружейных предприятиях или высокоразвитых машиностроительных заводах (например Подольский завод).
Основная продукция Ижевского механического завода - пулеметы системы Максим и винтовки системы Мосина, что вполне предполагало наличие хоть и достаточно специфичного, но развитого станочного парка и высокой культуры производства. Но при этом это стало проклятием первых ижевских машин - они также не пошли в серию.
Создание в Ижевске мотоциклов велось под руководством П. В. Можарова. Можаров для ускорения конструкторских работ осностил три мотоцикла - ИЖ-3,4,5 - немецкими двигателями фирмы Wanderer рабочим объемом от 200 до 500 см3. Фактически имея отработанный мотор на них отрабатывалась трансмиссия, подвески, рама. А вот наиболее оригинальными стали машины Иж-1 и ИЖ-2 - оба мотоцикла оснащались нижнеклапанным двухцилиндровым V-образным длинноходным двигателем рабочим объемом 1200 см3 (здесь явное влияние классических "американцев").

Вообще надо сказать что в наших условиях в последствии прижилась "немецкая" школа и немного (тяжелые машины) - американская.
Здесь надо сделать некоторое отступление - что бы внести ясность в понятиях "школ". К началу 30-х годов можно было уже назвать основные признаки "среднестатистического" мотоцикла. Естественно, что мотоциклы были разные, но все же... Немцы, пожалуй за исключением "оппозитчиков" BMW и Helios(который к серелдине 30-х "съел" все тот же баварский гигант), отдали предпочтение в сторону более высокооборотистых двухтактных двигателей. Англичане оставались крайне консервативны - рядные четырехтактные двигатели, большей частью нижнеклапанные. Американцы же ушли в сторону V-образных двигателей (Cleavland, Indian, Harley&Davidson). Хотя Cleavland регулярно мотало из стороны в сторону - и домотало.
Но вернемся в "родные пенаты".
Можаров справедливо решил, что немалая мощность двигателя и крутящий момент лучше передавать карданным валом. При этом при продольном расположении цилиндров улучшалось их охлаждение. Позднее такая схема "на ура" будет использоваться итальянцами и англичанами. ИЖ-2 отличался от ИЖ-1 иным расположением цилиндров - оппозитным. И двигатель опять же был расположен поперек рамы. Обе машины имели также привод на колесо коляски.
__________________________________________________ _____
Слева на право - ИЖ-1, П. В. Можаров, ИЖ-2
  

alt     alt     alt
 

 

Но опять же - весьма интересные разработки Петра Владимировича остались опытными. К сожалению так была заложена весьма грустная традиция нашего мотопрома.
Но опыт П. В. Можарова забыт не был. Его переводят в Ленинград, где на заводе "Красный Октябрь" он возглавляет организацию производства нового мотоцикла - это была копия немецкого DKW Luxus-300


На рисунке - основные проекции Л-300

 

alt     alt


alt


Эту машину также выпускали и в Ижевске - под маркой ИЖ-7.
Итак, в 1931 году наша мотопромышленность вступила в новую эру - серийного производства мотоциклов. Что бы понять насколько данный момент был важен для страны, надо посмотреть на анатомию армии тех лет - фактически курьерская связь, разведка держались на мотоциклах.
Но легким мотоциклом проблемы не решались. Если он хорош для связистов и гражданского применения, то не факт что он утянет коляску да еще и с пулеметом.
Можарова опять переводят. Теперь в Подольск. В то время в Ижевске была фактически головная опытная база советского мотоциклостроения (уже позднее она оформится в отдельное от НАМИ НИИ в Серпухове).

В середине 20-х группа наших специалистов побывала на заводе компании Harley&Davidson. Мотоциклы этой фирмы были весьма надежны, непривередливы к дорогам и бензину и сравнительно просты в устройстве. Поэтому за прототип тяжелой машины взят был именно харлей. Кроме того, имелся уже немалый опыт эксплуатации этих машин в СССР (они состовляли основу импорта тяжелых машин). Производство было решено развернуть на Подольском механическом заводе - том самом, который делал и швейные машинки, до сих пор любимые нашими мамами.

Несмотря на все старания Можарова, на заводе относились к новой затее крайне прохладно, мотоциклы считались продукцией второго плана. В результате - не самое высокое качество - машина вышла весьма капризной. Кроме того ПМЗ-А-750 был своеобразной "сборной солянкой" технических решений - харлеевский двигатель, ходовая часть - в основе лежали решения фирмы BMW и Эрнста Неандера.


 

alt   alt


alt





Ваша оценка:   

 (голосов: 33)








    Другие новости похожие на "Трудная история советского мотоцикла":


  • История создания мотоцикла марки ИЖ
  • Мотороллеры ЧЗ
  • История начала производства мотоциклов Восход
  • Мотоциклы ИЖ (ИЖМАШ)
  • ИЖЫ
  • История и География ИЖ
  • История мотозавода ЗИД
  • Мотоциклы Урал
  • «Днепр» канет в Лету. 23 августа 2012
  • ВПМЗ
  • Мотоциклы МИНСК, которые не вышли в серийное производство.
  • Jawa 891.5 (мотоцикл для гонок по льду)
  • Мотоцикл-монстр с двигателем от советского танка
  • Отголоски Великой Отечественной войны.
  • Харлей без люльки





  • Автор новости: Motor
    Комментарии:
    написал: Палыч   |   11 декабря 2009 09:38   |   На сайте с: 22.07.2008   |


    moderator
    Имя: Руслан
    Публикаций: 56
    Комментариев: 414
    Получил массу интересной информации и удовольствия, спасибо автору.
    написал: kover1340   |   27 января 2010 13:46   |   На сайте с: 21.12.2009   |


    Посетители
    Имя: --
    Публикаций: 3
    Комментариев: 180
    я тоже smile
    написал: violentpain   |   4 февраля 2010 10:07   |   На сайте с: 6.01.2010   |


    Посетители
    Имя: Алексей
    Публикаций: 1
    Комментариев: 389
    отличная тема.автору плюс.есть на что посмотреть


    --------------------
    Черт на колесе:)
    написал: faint   |   28 февраля 2010 09:27   |   На сайте с: 29.01.2010   |


    moderator
    Регион: 56
    Имя: Владимир
    Публикаций: 4
    Комментариев: 1184
    Обалденная статья! goodgood
    написал: СТРИТРЭЙСЕР   |   28 февраля 2010 10:07   |   На сайте с: 19.01.2010   |


    Посетители
    Имя: СТРИТРЭЙСЕР
    Публикаций: 14
    Комментариев: 675
    respekt


    --------------------
    АПГРЕЙТУ ИЖА НЕТ ПРЕДЕЛА....
    написал: mehanika   |   20 марта 2010 20:28   |   На сайте с: 15.03.2010   |


    Посетители
    Имя: Олег
    Публикаций: 0
    Комментариев: 7
    Спасибо за статью. good
    написал: юпитер4   |   12 апреля 2012 19:38   |   На сайте с: 4.01.2012   |


    Посетители
    Имя: Дмитрий
    Публикаций: 13
    Комментариев: 309
    clapping
    написал: Artemkaaka123   |   13 апреля 2012 04:18   |   На сайте с: 30.11.2010   |


    Посетители
    Имя: КаМиКаДзЕ
    Публикаций: 0
    Комментариев: 23
    Спасибо за статью)
    написал: nikola.medvedev41   |   13 апреля 2012 10:49   |   На сайте с: 9.01.2012   |


    Посетители
    Имя: Nikola
    Публикаций: 0
    Комментариев: 9
    Очень интересно! Спасибо за статью! thank_you

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.



    Последние комментарии на сайте:

      Раритет, переходящий по наследству Автор: nekus
     

     
    thekind,Мы его завели ) надо теперь до ума подключить Генку и БКСА как тут поменять фото ? подскажите он уже не красный а так фото прикольно что остались
      Нужна помощь!Заболел пёс Автор: Саня-32rus
     

     
    свечку сфоткай,и сюда выложи.
      Нужна помощь!Заболел пёс Автор: John
     

     
    ПС, по своему опыту, требователен к настройке карбюратора. Я не супер какой спец по регулировке, намучился однажды - заводился по пол-часа, пришлось убавить топливо, все стало нормально. Насчет качества бензина точно, сурогат может испортить все, как ни крути
      Нужна помощь!Заболел пёс Автор: Дмитриевич
     

     
    Начинай поэтапно: зажигание-система питания.Чаще всего в недоборе мощности виновен карбюратор(разбери,прочисть,продуй,промой,обрати внимание на маркировку жиклеров,выставь уровень топлива в соответствии с заводским мануалом).Сними горшок и обрати внимание как стояла прокладка.Бывает,что после криворукой сборки,она частично перекрывает продувочные окна;подгони строго по месту.Особое внимание следует уделить качеству топлива. Я не так давно прочуял это на своем Юпитере. Заправился на заправке месного НПЗ и проклял все на свете: двигатель перестал набирать обороты,заметно упала тяга на "верхах",люто задымил и не менее люто начал греться,хотя на холостых работает как ему и пологается.Запуск- с полтыка.Позднее,слил это ГМО из бака,налил бензин с проверенной заправки и все стало как и прежде.
      Замена КПП Иж планета 3 Автор: santehnikus
     

     
    Не надо изобретать велосипед, что на заводе дураки? С меньшей звёздочкой лучше тянет,но нет скорости,с большой хуже тянет и максималка падает.
      Замена КПП Иж планета 3 Автор: koljan-2008
     

     
    А не проще заказать коробку? Я три года назад заказывал за 3 тысячи новую коробку, с сайта пост мото. Езжу по лесу, нареканий нет. Качественный метал, всё норм. А вообще скорость увеличить можно за счёт замены ведущей звезды на звезду с большим количеством зубьев. Максимум можно поставить на 21 зуб. Кстати, данные звёзды можно заказать на том же сайте, о котором я выше писал. В наличии есть все, от 15 зубьев до 21.
      Тюнинг коробки иж планета 3 Автор: koljan-2008
     

     
    Можно купить звёзды и пробовать менять, ездить, проверять. Они стоят то 150-180 рублей :-)У меня то планета 3 для леса чисто, звезда на 15 стоит, чтобы по сопкам да по горам лазить нормально было
      Тюнинг коробки иж планета 3 Автор: Sorin.56
     

     
    У меня на 21 звезде П5 не тянула. Там соответственно моторной передачи другое, в отличие от ЮПа.
      Тюнинг коробки иж планета 3 Автор: santehnikus
     

     
    Со звездой в 21 зуб на четвёртой вообще тянуть не будет.
      Тюнинг коробки иж планета 3 Автор: koljan-2008
     

     
    По идее, раз завод изготавливает такие звёзды для данного мотоцикла, то должно тянуть нормально. Да и вообще у планеты мощей немало, должно тяги хватать, чтобы спокойно с места трогаться и с шестерней до 21 зуба.
      Тюнинг коробки иж планета 3 Автор: Golden
     

     
    Спасибо. А я не буду с толкача врубать первую передачу?)
      Тюнинг коробки иж планета 3 Автор: koljan-2008
     

     
    Если от Ижа, то вроде только коробки Иж планета 3 и Иж планета 4 подходят. А для скорости поменять ведущую звезду на звезду с 21-м зубом. Будем максимальная скорость на данном аппарате.
      Иж юпитер 7 (4 цилиндра 700см3) Автор: student_ya
     

     
    Посмотрел я видео, второй двин который где тормозная лапка пустой получается, там только коленвалы? Моё мнение как проект нормально, а как по эксплуатации, то ходить крайне не долго будет, соосность думаю и жесткость соединения двух двигателей быстро сломает муфту. а работа цилиндров по 90 градусов или по 180? В целом отлично, не сидишь на месте, экспериментируешь, жду видео когда двиг зарычит и поедет.Посмотрел все видео, приятно удивлен как он летит. дуги нужны на мот. Автор проекта вообще красавчик!!!! Руки из плеч растут!
      головки иж ю Автор: Саня-32rus
     

     
    а проточить посадочное место головки ?
      ☞   Литье иж
      Литье иж Автор: Decs
     

     
    Диски Zonghen zs200,Вилка перед иж планета спорт, зад стандартная доработаная/motoizh/hodovaiaizh/14813-lityo-na-izh-planeta.html/motoizh/hodovaiaizh/14831-lite-na-izh.htmlWARTARR,
      Литье иж Автор: WARTARR
     

     
    С кокого мота диски вилка?? проблемы с установкой итд россказывай!????????
      Литье иж Автор: Decs
     

     
    По деньгам, ходовая и тормоза вышли около 4000 грн. Все остальное буду подпитывать после завершения работы
      Литье иж Автор: Саня-32rus
     

     
    симпатично будет в любом случае,интересно подсчет вкложенных денег ведешь?
      Вот тебе бабушка и Юрьев День! Или как я купил колёса на Урал! Автор: MIX-555
     

     
    Андрей! Натяга вполне будет достаточно. У нас на работе цилиндровые стальные втулки в моноблок ставят с мизерным натягом. И стягивает их только когда поршень в кусок лома превращается и остывает.
      Вот тебе бабушка и Юрьев День! Или как я купил колёса на Урал! Автор: Me and motorcycle
     

     
    MIX-555,Интересное решение. А как же тогда эта стальная втулка фиксируется от смещения и от проворота? Только посадкой с натягом, или есть какие-то сквозные болты, шпильки, штифты?
      Вот тебе бабушка и Юрьев День! Или как я купил колёса на Урал! Автор: MIX-555
     

     
    Me and motorcycle ! Андрей! В обед схожу в гараж. Должен сходить. Сделаю замер диаметров по ребрам охлаждения. Сточены в ноль или что-то осталось!Сходил. Померил. Внутренний диаметр втулок составляет 221мм.Толщина втулки 4мм. Наружный диаметр 229мм. Исходя из диаметров алюминиевая втулка колеса срезана не совсем и остались ребра охлаждения под посадкой. Со стороны тормозных колодок это отлично видно. Стальная втулка образует П-образное лабиринтное уплотнение как на стандартном колесе (Наружный обод). Втулка выточена целиком без сварки. И судя по кромкам толи обрезалась , толи только подравнивалась на станке. Края втулки ровные с рисками от резца. Это я видел когда зачищал их до металла.И где-то на просторах интернета я уже видел подобное изготовление.
      Вот тебе бабушка и Юрьев День! Или как я купил колёса на Урал! Автор: Me and motorcycle
     

     
    За основу взято днепровское колесо. Со ступицы срезаны бурты в которые вставляются спицы. Выточена стальная втулка в диаметр и насажена на ступицу. взяты родные-же обода, отрихтованы как вышло (по моему мнению, выровнить Ураловские или Днепровские обода в ноль практически невозможно. 3мм, но бьёт) и приварены к втулке пятью стальными лучами-спицами. Здоров! Поясни про колесо. Днепровская ступица сталеалюминиевая - тормозной барабан железный, венец с ребрами охлаждения и буртами под спицы люминь.Это получается они обточили алюминий не полностью и одели стальную втулку? Или под ноль сточили все алюминиевое?
      Продам Документы иж Планета 5 Автор: WARTARR
     

     
    нет на иж пс нету !!!!! НАРОД ЧИТАНИТЕ ДОКУМЕНТОВ УЖЕ НЕТ ПРОДАНЫ!!!!!!!!!
      Коленвал от планеты 3 на планету 5 ???? Автор: WARTARR
     

     
    Кароче все у них оналогично ставь и не парься))))
      Зажигание ИЖ-Планета 5. Автор: Cornsilk
     

     
    нашёл в чем дело, оказывается коленвал стоит от планета 3.



    Последние сообщения на форуме: 1

    Разговоры обо всем Настроение, погода и все все все (часть 1... ►… 3407 demon1605 14 час.
    Наши проекты Реставрация ИЖ Планета Спорт 350 ►… 735 Pan 1529 дней
    Наши проекты Восстановление ИЖ Юпитер 5 СССР 1989 г.в. ►… 359 Pan 1529 дней
    Наши проекты ИЖ ПС с движком suzuki DR650 ►… 196 OFPmaniak 1530 дней
    Двигатель Планета из подвала ►… 1 ryusyu 1530 дней
    Ремонт Бедная смесь? фото свечи ►… 126 lomaster 1531 день
    Общие вопросы Общие вопросы ►… 2113 Black_Moto 1536 дней
    Двигатель Втулки ВГШ ►… 1 брмайор 1537 дней
    Разговоры обо всем ''катаемся летом,фото'... ►… 2600 shors 1537 дней
    Разговоры обо всем «Мотозима-2019» - выходные в “Экспоцентре... ►… 1 sokolec 1543 дня
    Мотоциклы Тула Японские детали ЦПГ и не только. ►… 268 sokolec 1543 дня
    Мотоциклы Тула Тула ТМЗ 5.925 ►… 8 sokolec 1543 дня
    Наши проекты Ремонт ИЖ Юпитер 5 и Урала ►… 518 disc122333 1543 дня
    Наши проекты ИЖ-Юпитер 4 ►… 103 FRAER 1545 дней
    Электрика Вопрос по электрике. Минск. ►… 54 nekus 1547 дней
    Продам Продам Японские карбюраторы Keihin и Miku... ►… 27 mishkabayker 1548 дней
    Мой гараж Берлога/мото-гараж в авто-фургоне! ►… 121 МК 1566 дней
    Наши проекты "Мотоциклы Кирова Владислава" ►… 464 Skampf 1577 дней
    Наши проекты Спартанец ►… 991 FRAER 1580 дней
    Автомобили Покупка машины ►… 1508 parfent 1583 дня



    Поиск по сайту

    Ваше мнение

    На сколько дней вам хватает полного бака бензина?

    На полдня не больше )
    На один день
    На 2-3 дня
    На 4-5 дней
    На неделю-полторы
    На 2 недели
    На 3 недели
    На месяц
    На сезон )


    Архив опросов на сайте

    Новые фото галереи

    ИЖ Планета Спорт

    Случайное фото

    Фотография 1
    ---------------------------
    Фотография 6
    ---------------------------
    Фотография 5

    Посмотреть еще фото в галерее

    ТОР новости


    RSS лента

    RSS лента
    Подпишись на свежие
    новости с нашего сайта.



    Последние комментарии на сайте

    Последние сообщения на форуме

    К непрочитанным сообщениям на форуме

    ↑ Назад