Вероятно, сегодня нет необходимости доказывать мотолюбителям, даже молодым, что своевременная смазка узлов тренья - необходимое условие их безотказной и долговечной работы, поскольку она снижает сопротивление скольженью и каченью деталей, их износ. Сколько прослужат, например, подшипники колёс без смазки? Чтобы выяснить это, ни один мотоциклист не станет проводить эксперимент, потому что знает: считанные километры. Наилучшей смазкой для подшипников является минеральное масло. Но его применение возможно лишь в герметичных узлах, где невелики потери из-за утечки. Для узлов трения, которые трудно загерметизировать, обычно используют пластичные (консистентные) смазки. Пластичные смазки состоят на 80-90% из минерального масла и на 10-20% из загустителя - мыла высокомолекулярных жирных кислот. Кроме них, в состав пластичных смазки в небольшом количестве входят различные присадки. Переплетаясь между собой, волокна мыла образуют пространственный структурный каркас, в ячейках которого находится жидкое масло. Под действием небольшой нагрузки каркас разрушается, смазка начинает течь, и в работающем подшипнике ведет себя как жидкость. С прекращеньем движенья деталей каркас смазки тут же самовосстанавливается и она возвращается в прежнее состояние. Такая двойственность поведенья обеспечивает пластичным смазкам хорошие смазывающие свойства и длительный срок работы в узле тренья. Разумеется, разные смазки обладают разными характеристиками. Остановимся на важнейших из них. Чем меньше сила, необходимая для разрушенья каркаса смазки, тем ниже вязкость этой смазки. Таким образом, с уменьшеньем уменьшаются потери энергии на трение. Столь же важной характеристикой является предел прочности - способность смазки сопротивляться действию силы, срывающей её со смазываемой поверхности. Чем выше предел прочности, тем надёжнее смазка, тем большие нагрузки сможет выдержать узел тренья и тем дольше смазка будет удерживается в нём. Обычно, чем выше прочность смазки, тем больше её вязкость. Смазки, сочетающие в себе высокую прочность, достаточно малую вязкость и широкий интервал рабочих температур, называются универсальными. До недавнего времени мотоциклисты использовали в качестве универсальной смазки солидол. Ныне его применение резко пошло на убыль. В начале 70-х годов наша промышленность наладила производство новых пластичных смазок, намного превосходящих по своим свойствам прежние марки. Пользование ими, несмотря на более высокую цену, очень выгодно, так как менять эти смазки надо в несколько раз реже, чем солидол, а подшипники служат при этом значительно дольше. Более того, использовать солидол для смазки подшипников современных мотоциклов иногда просто опасно. При длительном или с частыми торможеньями движение летом ступицы колёс могут нагревается до 100 *C. Солидол же при температуре выше 80 *С расплавляется, теряя воду, которая входит в его состав, и необратимо разрушается. При этом подшипники колёс, оставшись без смазки, в любой момент могут выйти из строя. В продажу поступает более двадцати марок пластичных смазок. Мотоциклисту для обслуживания своей машины достаточно иметь две-четыре из тех, что приведены в таблице. В неё включены смазки, которые, по многолетнему опыту мотоциклистов хорошо себя зарекомендовали. Без сомненья, наилучшей для большинства узлов тренья в мотоцикле является литиевая тугоплавкая смазка ЛИТОЛ-24. Она отлично ведёт себя в шариковых, роликовых, игольчатых подшипниках и во всех подшипниках скольженья, не теряет своих свойств на морозе, при высокой (до 130 *С ) температуре, обладает хорошими консервирующими свойствами. У ЛИТОЛ-24 есть интересная особенность: при морозе -20*С и ниже в процессе работы вязкость его уменьшается примерно вдвое (до 200-500 Па.с), соответственно снижаются потери на тренье в подшипнике. Выпускаются две марки ЛИТОЛа-24 - со знаком качества и без него. Первая имеет несколько лучшие характеристики. Обе марки выпускаются как окрашенные (с добавкой красно-вишнёвого пигмента), так и не окрашенные (желтого цвета). Следует иметь в виду, что ЛИТОЛ-24 чувствителен к загрязненью смазками, изготовленными на другой основе, например солидолом, ЯНЗ-2. ЛИТОЛом лучше смазывать подшипники колёс, рулевой колонки, оси рычагов на руле. Для спортивных мотоциклов, а также при низких температурах вместо него имеет смысл применять ФИОЛ-1. Это тоже литиевая смазка, близкая по свойствам к ЛИТОЛу-24, но с меньшей вязкостью и прочностью и лучшей морозостойкостью. При 0 *С ФИОЛ-1 имеет примерно такие же вязкость и прочность, как ЛИТОЛ-24 при 20 *С. Конечно, ФИОЛ-1 можно использовать и при нормальных, а также несколько повышенных температурах. Потери на тренье при этом будет более низкими, но потребуется чаще добавлять смазку. При нормальных температурах ФИОЛ-1 лучше применять для смазки тросов управленья, троса привода спидометра и разных малонагруженных узлов, например рукоятки дросселя карбюратора, где ЛИТОЛ-24 не годится. Широко известная ЦИАТИМ-201 - одна из старейших литиевых смазок, наиболее распространена на Севере благодаря высокой морозостойкости. Она не пригодна для больших нагрузок, например в подшипниках колёс, поэтому применение её на мотоцикле ограничено. Из открытых узлов трения её может вымывать дождь. Смазка №158 также приготовлена на литиевом мыле. Она предназначена главным образом для игольчатых подшипников карданных валов, в том числе и на тяжелых мотоциклах. Содержащийся в этой смазке фаталоцианин меди (он придаёт ей синий цвет) вредно действует на кожу, поэтому работать с ней надо осторожно. Низкотемпературные свойства этой смазки из-за наличия в ней густого масла МС-20 невысоки. Опыт показывает, что в игольчатых подшипниках практически не хуже смазки №158 работает ЛИТОЛ-24. Для подшипников колёс можно применять тугоплавкую натриево-кальциевую смазку ЯНЗ-2. У неё есть серьёзный недостаток - гигроскопичность - способность собирать воду. Поэтому её нельзя использовать в открытых узлах тренья, а хранить следует только в герметичной посуде. При температуре ниже -15 *С вязкость ЯНЗ-2 резко возрастает, что влечет увеличение потерь на тренье. В закрытых узлах тренья и в сухом климате эта смазка работает хорошо, к тому же она значительно дешевле ЛИТОЛа. В продаже бывают и другие натриевые смазки: консталин УТ-1 и жировая 1-13. Они по эксплуатационным характеристикам уступают ЯНЗ-2, а по этому пользоваться ими не целесообразно. Бариевая смазкам ШРБ-4 предназначена для узлов тренья скольженья, работающих в контакте с резиновыми уплотненьями. Мотоциклистам можно рекомендовать её для задней цепи при наличии хорошего кожуха. Резиновые чехлы кожуха, выполнены из маслостойкой резины, допускают применение также смазок ФИОЛ-1 и ЦИАТИМ-201. Если кожух задней цепи не достаточно герметичен или его нет совсем, то надо обязательно использоваться графитовой смазкой УСсА. В её составе 10% коллоидного графита, который долго сохраняется в звеньях цепи после того, как все остальные компоненты смазки выработаются. Нельзя открытую цепь просто обливать маслом, так как на неё просто будет налипать песок - сильнейший абразив. Цепь должна быть насыщена смазкой внутри роликов и почти сухой снаружи. Для этого её надо "проварить" в смазке. Очищенную в бензине цепь погружают в банку с графитовой смазкой и нагревают (лучше в водяной бане) до размягченья смазки. Цепь несколько раз переворачивают и оставляют в банке минут на двадцать. Затем вынимают и, если нет кожуха, насухо вытирают. Работа малоприятная, но зато значительно повышающая срок службы цепи.
Источник: ru-moto.msk.ru
Автор: SiR