"- ...Мой мотик валит "160".
-А мой и "120" едва набирает...
Как часто слышим мы подобные разговоры в кругу мотоциклистов. Недовольство динамическими параметрами свежесобранных мотоциклов понятно: российское качество сборки способно стреножить не одну "лошадь" в моторе.
Поэтому вряд ли что улучшится, если вы отторцуете у знакомого фрезеровщика головки цилиндров или поставите какие-нибудь безумные суперсвечи зажигания. Поверьте, подобные изменения не повысят мощность и не улучшат показатели крутящего момента. А внести радикальные улучшения в конструкцию или практически изготовить новый двигатель в условиях обычного гаража невозможно. Поэтому разумнее всего исправить огрехи конвейерного производства. Вот как можно помочь обрести новенькому "Юпитеру-5" предусмотренную силу.
Начнем с цилиндров: их доработка вернет потерянную мощность. Уберите ступеньки во впускных и выпускных окнах, образовавшиеся от сместившейся гильзы. Эти операции можно выполнить простыми напильниками с различными профилями (плоский, круглый, полукруглый). Но лучше воспользоваться набором шарошек и бормашинкой - они продаются в магазинах запчастей. Потратите немного времени на поиск этих приспособлений, зато сэкономите кучу времени и сил в гараже. Максималистам же придется подправлять и продувочные окна, а может быть, и профиль самих каналов в теле рубашки цилиндра. О том, как это сделать, можно прочитать на страницах "Мото" (№ 9 за 1998 год). Вот что важно: окна и каналы должны быть одинаковыми по форме и размерам. В завершение работ с цилиндром рекомендуем снять фаски с окон гильзы и отполировать каналы. Даже такой скромный объем доработок оптимизирует наполнение цилиндров, что улучшит топливную экономичность, поднимет мощность.
Потом поколдуйте с поршнями. Демонтируйте их с шатунов, снимите компрессионные кольца. На всякий случай, проверьте тепловой зазор в стыке колец, вставив их в цилиндр. Если он меньше 0,15 мм, аккуратно подпилите надфилем торцы колец, если больше 0,3 мм, - без замены не обойтись. На поршнях удалите облой -лишний металл, оставшийся после литья. Обычно он "произрастает" в зоне продувочных окон на юбке поршня. Обязательно выровните массу поршней. Срезать "мясо" следует с юбки поршня, не нарушая ее конфигурации и не допуская местного истончения стенок. Последний штрих -полировка днища: за гладкую поверхность нагару труднее будет "уцепиться". Устанавливая поршни в двигатель, проверьте, насколько надежно "сидят" в их теле штифты поршневых колец. И еще, стопорные кольца поршневого пальца не должны свободно проворачиваться в своих канавках. В противном случае их следует снять, разжать и установить вновь. Поршневой палец, напротив, должен легко перемещаться в верхней головке шатуна, но без радиального люфта. Проверили? Теперь можно начинать сборку двигателя.
Но прежде измерьте толщину головок цилиндров в зоне отверстия под свечу зажигания. Далее, установив цилиндры и головки, измерьте поочередно в каждом цилиндре расстояние от днища поршня в положении ВМТ до наружной плоскости головок цилиндров. Вычитая из больших величин меньшие, можно узнать расстояние от днища поршней до стенок камеры сгорания. Теоретически полученные цифры должны быть одинаковыми, на практике же снова следует от большего отнять меньшее. Разница - толщина дополнительной прокладки под головку цилиндра с большей степенью сжатия или глубина торцевания посадочной плоскости головки цилиндра с меньшей степенью сжатия.
Вот мы и устранили еще одну врожденную болезнь двухцилиндрового двигателя. В завершение доводочных работ обратите внимание на "штаны" - впускной коллектор. На пути рабочей смеси от карбюратора к впускным окнам цилиндров не должно быть никаких заусенцев, нестыковок фланцев и торчащих внутрь прокладок. При большом желании внутренние поверхности "штанов" можно отполировать.
Подобные работы позволят значительно улучшить эксплуатационные характеристики двигателя без увеличения расхода топлива и снижения ресурса его основных деталей. Для их выполнения достаточно обычной аккуратности и навыков, полученных на уроках труда в средней школе. Попробуйте, и ваш "Юпитер" даст фору многим своим собратьям.
Автор: vagro
Источник: www.motoizh.ru