Для всех мотоциклов "ИЖ" традиционным было применение спицованных колес. Начиная с 1990 года, выпускаются мотоциклы ИЖП5 в комплектации с литыми колесами, новой телескопической вилкой и дисковым тормозом - это первый отечественный мотоцикл, оснащенный такими колесами. Они отлиты из специального алюминиевого сплава.
Этот материал допускает некоторые деформации, но по сравнению с традиционным колесом, имеющим проволочные спицы, цельнолитое заметно жестче (особенно в торцовом направлении) и прочнее, что особенно важно, когда применяются дисковые тормоза, которые по сравнению с барабанными создают более высокие нагрузки на спицы. Литые колеса не нуждаются в периодической подтяжке спиц, их легче очищать от засохшей грязи, наконец, у них привлекательный внешний вид. "Ижмаш" выпускает литые колеса для шин размером 3,25х19 (переднее колесо) и 3,50х18 дюймов (заднее колесо), их масса соответственно составляет (без шины и камеры) 7,6 и 7,0 кг, в то врем” как у спицованного колеса традиционной конструкции для шины размером 3,50х18 дюймов масса равна 6,6 кг.
Колеса разного диаметра обеспечивают лучшую управляемость и устойчивость мотоцикла. Переднее литое колесо состоит из колеса 2, на которое монтируется шина, состоящая из покрышки 4 и камеры 3. В ступицу колеса запрессованы два шариковых подшипника 9 (60303), между которыми находится распорная втулка 10. Правый подшипник с наружной стороны защищен от попадания пыли и грязи манжетой 8. Кромка манжеты работает по втулке 7.
С левой стороны к колесу при помощи шести болтов крепится тормозной диск. От выворачивания болты предохраняются тремя стопорными пластинками. На внутренней поверхности обода крепятся б алансировочные грузики 5 (их бывает до трех).
Колесо устанавливается между "перьями" передней вилки на оси 6, которая закреплена на правой подвижной трубе при помощи держателя оси 32 (рис. 4.9) и четырех гаек 34, наворачиваемых на шпильки 31. В левой подвижной трубе ось фиксируется корончатой гайкой 25 и шплинтом 26.
Заднее литое колесо по присоединительным размерам полностью унифицировано со спицованным колесом. Поэтому они взаимозаменяемы. Конструкция колеса показана на рисунке, каталог деталей - в таблице
К центральной части колеса шестью заклепками крепится втулка ступицы и запрессовываются два шариковых подшипника 5 (60203) с распорной втулкой 11 между ними. В остальном конструкция заднего колеса понятна из рисунка. Следует лишь отметить, точнее напомнить, что шина колеса имеет обозначение "3,50х18".
Снятие заднего литого колеса проводится так же, как и спицованного.
При снятии переднего литого колеса, после того, как мотоцикл установлен на центральную подставку и переднее колесо вывешено, снимите защитный чехол дискового тормоза, отверните болт, фиксирующий гибкий вал привода спидометра в корпусе редуктора. Затем расшплинтуйте гайку 25 крепления оси колеса и отверните ее (резьба левая). Ослабьте затяжку четырех гаек крепления держателя оси передней вилки. Вставив в отверстие на правом конце оси вороток из комплекта инструмента и поворачивая с его помощью ось 6 вправо-влево, одновременно натяните ее на себя. При этом другой рукой надо придерживать колесо, чтобы оно сразу не выскочило из вилки (это предохранит тормозные колодки от возможного повреждения). Выведите колесо из амортизаторов подвески и скобы тормоза движением вниз и вперед.
ВНИМАНИЕ: Никогда не нажимайте на рычаг ручного тормоза при снятом переднем колесе, так как может произойти утечка тормозной жидкости и соприкосновение тормозных колодок, потребуется прокачка тормозной системы. Рекомендуется после снятия колеса вставить между тормозными колодками пластину толщиной 4-5 мм.
Установка переднего колеса на мотоцикле производится в обратной последовательности. На мотоциклах "ИЖ" с дисковым тормозом наряду с цельнолитым передним колесом применяется также спицованное колесо для дискового тормоза, конструкция которого показана на рисунке, а обозначение и наименование деталей - в таблице
Колесо состоит из ступицы 3, обода 4 и спиц 18 с ниппелями 17, а также подшипников, сальников, редуктора спидометра и деталей дискового тормоза (диски, кожухи и др.).
При этом все детали колеса, кроме ступицы, унифицированы с обычным колесом мотоциклов "ИЖ" и с литым передним колесом. Ступица литая алюминиевая, с элементами установки как у цельнолитого колеса.
Передние колеса для дискового тормоза цельнолитое и спицованное взаимозаменяемые. Спицованное переднее колесо для дискового тормоза комплектуется шиной 3,5х18 дюймов, соответствующей обычному колесу заднему.
Источник: motoizh.ru