ZxV написал "
Бесконтактная электродная система зажигания с генератором 43.3701
На более поздних мотоциклах устанавливается бесконтактная электронная система зажигания БЭСЗ с новым генератором.
Для выравнивания напряжения в систему введен стабилизатор, конструктивно объединенный с электронным коммутатором.
К основным узлам и деталям бесконтактной сис-темы зажигания относятся: генератор переменного тока, блок «коммутатор-стабилизатор» (БКС), катушка зажигания (высоковольтный трансформатор), высоковольтный провод, свечной наконечник, свеча зажигания.
Генератор вырабатывает энергию для питания светосигнальной аппаратуры и системы зажигания. В него встроен датчик момента искрообразования на свече. На полюсах статора расположены обмотка питания бесконтактной системы зажигания (1) и обмотка питания светосигнальной аппаратуры (2). Выво-ды этих обмоток и обмотки датчика (3) соединены с винтовыми клем-мами на металлической крышке генератора.
При вращении ротора в обмотках статора наводится ЭДС, которая подается на вход БКС. За один оборот ротора в обмотке датчика наводится один импульс ЭДС, который вызывает образование искры на свече.
Катушка зажигания типа Б300Б в пластмассовом (из карболита) корпусе. Она имеет первичную. обмотку (4) и вторичную (5), соединенные по автотрансформаторной схеме.
Блок «коммутатор-стабилизатор» содержит электронный блок системы зажигания (I), стабилизатор напряжения с выпрямителем (II) для питания звукового сигнала.
Система зажигания работает следующим образом. Импульсами ЭДС, возникающими при вращении
ротора генератора в обмотке (1), через диоды VI, V5 и ограничитель-ный резистор R1 заряжается накопительный конденсатор С1. Сигнал с обмотки датчика (3) поступает через диод V6 на управляющий электрод тиристора V4, который открывается, в результате чего предварительно заряженный конденсатор С1 разряжается на первичную обмотку катушки зажигания (4). Во вторичной обмотке индуцируется импульс ЭДС высокого напряжения, который через высоковольтный провод и свечной наконечник подается на центральный электрод свечи зажигания.
Электронный стабилизатор напряжения содержит тиристор V5 и измерительный орган, состоящий из двухполупериодного выпрямительного моста V6, делителя напряжения из резисторов R3, R4, R5, конденсатора СЗ, стабилитрона V7 и диода V8. Тиристор V5 подключен параллельно обмотке (2). Когда величина напряжения, снимаемого с делителя, достигает напряжения стабилитрона V7, начинает протекать ток через управляющий электрод тиристора. Когда ток достигнет определенной величины, тиристор открывается и шунтирует обмотку (2). При смене полярности ЭДС тиристор закрывается. В зависимости от нагрузки, приложенной к обмотке (2), момент отпирания тиристора будет возникать в разное время, а при большой нагрузке тиристор может вообще не открываться. Чем больше нагрузка на генератор, тем меньшая часть энергии шунтируется тиристором V5. Таким образом, действующее напряжение поддерживается на заданном уровне.
Электронный блок системы зажигания и стабилизатор помещены в один корпус, имеющий два штекерных разъема. Весь монтаж с целью герметизации и повышения надежности залит пенополиуретаном и обеспечивает напряжение светосигнальной цепи 11,5 - 14,5 В.
ВНИМАНИЕ: Таким образом, в системе зажигания мотоциклов по уровню напряжения можно различать три цепи:
высоковольтную цепь, включающую катушку зажигания, высоковольтный провод, свечной наконечник и свечу зажигания; цепь заряда накопительного конденсатора, включающую зарядную обмотку, соединительные провода и штекерные разъемы, БКС, первичную обмотку катушки зажигания;
цепь датчика - включающую обмотку датчика, соединительные провода и штекерный разъем.
Автор: ZxV
Источник: www.motoizh.ru