В России насчитывается 5 категорий водительских прав, но в действительности их можно насчитать больше. Рассмотрим каждую из категорий и выясним, право на управление какими транспортными средствами они дают.
Категория «А» — мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства (квадроциклы, мотовездеходы, мотоколяски).
Категория «В» — автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8. Это все легковые автомобили (седаны, минивэны, джипы), продающиеся в автосалонах, а также часть коммерческих автомобилей, таких как «каблуки» и грузовики типа «ГАЗелей».
Категория «С» — автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3 500 кг. Это любые грузовики, но не тягачи с прицепом (для управления автомобилем с прицепом нужно иметь специальную категорию прав — «Е». Хотя, например, купив седельный тягач, но без прицепа, им также можно управлять имея категорию «С»).
Категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест помимо сиденья водителя. Это любые автобусы: 1- и 2-этажные, городские и междугородние, маршрутки и прочие. При наличии прав категории «D» ограничение распространяется только на «автобусы-гармошки». Чтобы управлять сочлененным автобусом, нужны отметки в графах категорий «D» и «Е» (прицеп).
Категория «Е» — составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям «В», «С» или «D», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории. Проще говоря, если у вас есть прицеп, масса которого с загрузкой превышает 750 кг, то ездить с ним на чем бы то ни было вы можете только при наличии прав категории «Е». Но они — лишь дополнение к правам иной категории («В», «С» или «D»).
По поводу прицепа автомобилей категории «В» есть небольшая оговорка: «Если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массы снаряженного автомобиля, относящегося к категории „B“, а разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3 500 кг, при управлении им достаточно водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе „B“». Берем снаряженную массу автомобиля и сравниваем с максимальной массой прицепа с грузом. Масса прицепа меньше? Тогда складываем максимально допустимые массы прицепа и автомобиля. Меньше 3,5 т? Спокойно едем даже без открытой категории «Е».
Что касается мотоциклов с прицепами (мотоцикл с коляской может буксировать специальный легкий прицеп), то для управления ими дополнительные права категории «Е» не нужны, ведь мотоцикл просто не способен увезти вес в 750 кг и более.
Есть, как уже говорилось, и другие категории прав. Например, водители трамвая и троллейбуса получают особые права с соответствующими отметками «Трамвай» и «Троллейбус». Обычные автобусы с такими правами водить нельзя. И наоборот — без этой отметки нельзя водить трамваи и троллейбусы.
Чтобы получить права той или иной категории, будущему автолюбителю или профессионалу нужно соответствовать ряду требований.
Первое требование — это возраст, с которого возможно начало подготовки к сдаче экзамена на права:
* 16 лет — для категории «А»;
* 18 лет — для категорий «В» и «С»;
* 20 лет — для категории «D», а также для управления трамваями и троллейбусами;
* имеющие стаж управления транспортным средством категории «B», «С» или «D» не менее 12 месяцев — для категории «Е».
В прошлом веке подготовку можно было начинать и не дожидаясь достижения указанных возрастов. Просто экзамен в ГАИ раньше положенного возраста не принимали и, естественно, прав тоже не выдавали. Кое-какие возрастные поблажки остались и сейчас: «К экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категорий „В“ и „С“ допускаются лица, достигшие 17-летнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами, специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов».
До сих пор на права категорий «А» и «В» можно учиться самостоятельно: «Подготовка водителей на получение права на управление транспортными средствами категорий „А“ и „В“ может также осуществляться в индивидуальном порядке путем прохождения подготовки в объеме соответствующих программ у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующую лицензию, или самостоятельно».
Второе требование — здоровье, которое сводится к банальному наличию соответствующей справки (купить ее можно в любом городе за 800—1 500 рублей). Вот выдержка из официального документа: «К сдаче экзаменов допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие медицинскую справку установленного образца о годности к управлению транспортными средствами соответствующих категорий (далее именуется — медицинская справка)».
Третье требование — регистрация и прописка. Где прописан или временно зарегистрирован, там экзамен и сдавай: «Прием экзаменов у граждан, выдача и замена им водительских удостоверений осуществляется Государственной инспекцией на территории того субъекта Российской Федерации, где гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания». Но получить права может даже бомж, не имеющий ни регистрации, ни прописки: «Прием экзаменов, выдача и замена водительских удостоверений гражданам Российской Федерации, не зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания, осуществляется Государственной инспекцией по месту их фактического проживания».