Я в принципе давно хотел поставить светодиоды в стоп-сигнал, но все как-то руки не доходили. И вот когда уже все большинство новых машин и мотоциклов стало со светодиодной оптикой – я созрел. Светодиодов у меня было много (друг подогнал) да и стопак лишний валялся без дела. И вот в один из летних вечеров я начал работу.
Начал с того, что разметил внутри стекла расположение лампочек. Выбирал так, чтобы было удобно паять и в то же время не мало самих лампочек. Получилось даже много! Там на стекле нанесены «выпуклые прямоугольнички» снутри и вот на через каждые два я делал метку, не важно в какую сторону – и вверх и вправо(или лево). Размечал сначала маркером, потом изнутри опять же наметил сверлом по дереву будущие отверстия. Маркер после стер – он не понадобится больше. Теперь отчетливо видно где сверлить. И начал сверлить…На первый взгляд мне показалось: «че там сверлить?». Но после примерно 80 го отверстия у меня рука от дрели отсохла. Сначала я делал отверстия маленьким сверлом (ф 2 мм). Когда все отверстия были готовы, можно было не боясь испортить стекло сверлить отверстия под диаметр лампочки, но тут надо сверлить снаружи стекла! Потому что при выходе сверла откалываются края, и чтобы не портить вид, лучше сверлить снаружи.
Вот все отверстия готовы. Теперь берем сами светодиоды. Если на лампочку смотреть со стороны контактов, то можно со стороны одного из них увидеть на стекле спил небольшой. Этот спил означает, что этот контакт минус. Лампочки надо вставлять изнутри, так, чтобы этот минус был снизу. Тогда по диагонали лампочек получаются «дорожки» плюсов и минусов. Когда все лампочки вставлены, я залил их прозрачным моментом. Когда клей высох, можно начать паять. Это про стоп. А габариты я делал в виде двух колец. Нашел снаружи центр и отмерил от него в обе стороны одинаковые расстояния. Начертил циркулем по металлу два кольца и разделил их на восемь частей(можно и больше). Таким же способом просверлил и залил клеем. Здесь я лампочки вставлял так, чтобы из контактов получилось два кольца - паять удобнее.
Теперь предстояло самое сложное – паять. Я паял тонким припоем, а провода для соединения контактов делал сам – разделял по жилам медный провод(5 мм – толщина целого провода). Все лампочки соединял параллельно. Сначала паял минусовую связку, а потом плюсовую. То есть, все минусы сводились к одному проводу и плюсы тоже.
Вот все было готово. Осталось припаять сопротивления. У меня не было сопротивления маленькой емкости, поэтому я сделал несколько резисторов параллельными. Спаял, попробовал, работает. Только вот габариты слишком яркие. Пришлось убрать по одному резистору от каждого кольца. Теперь нормально. Стоп – яркий, а габариты как и должно быть не очень яркие.
Обычную лампочку из стопа я убрал, а вот в габаритах оставил – чтобы освещали номер. Но их я обмотал самоклеющейся фольгой так, чтобы свет от них шел только вниз, на номер.
Все спаянное я потом покрасил лаком и промазал герметиком прозрачным. Все соединения стекла с корпусом тоже загерметизировал.
В результате у меня получился яркий стоп и современный вид. Ночью смотрится классно, стоп видно издалека и отчетливо.
Автор Игорь Барабанов