Обновление: ЭЛЕКТРОННОЕ ЗАЖИГАНИЕ С ДАТЧИКОМ ХОЛЛА
Благодарю Manowar'а за советы по схеме и Pilot666 за консультации по вазовскому коммутатору. Саруман
* Здесь находится архив c последней версией зажигания v1.3: http://www.twowheel.nm.ru/ignition.zip
* Связаться со мной можно по этому адресу: twowheel(_собака_)mail.ru.
ДАТЧИК ХОЛЛА
Лучше всего использовать Honeywell 2AV50A (2AV54), он специально предназначен для БСЗ, работает в диапазоне температур -40...+150С и в широком диапазоне напряжений питания 4,5...16В.
Шторка должна быть выполнена из стали с хорошими магнитными свойствами. Шторка датчика насаживается на распределительный вал и имеет два сектора по 30 градусов разнесенные на 180 градусов. От точности исполнения шторки и расположения датчика будет зависеть характеристика работы зажигания по цилиндрам, поэтому к этим элементам нужно отнестись с особой ответственностью.
СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОПРЕЖЕНИЕМ
Эта часть схемы призвана заменить собой контактный прерыватель ПМ. В скобках на схеме указаны значения для 6-ти вольтовой сети.
Могут возникнуть проблемы с защитным диодом VD2 1.5КЕ (далее число обозначает напряжение срабатывания), т.к. достать его вне Москвы почти невозможно. Но ставить его не обязательно, схема и без него работать будет, но надежность схемы снизится. Также полезно на вход схемы включить предохранитель на 0,5А. Диод VD3 КД247 можно заменить КД243, 1N4001 или любым выпрямительным на 1А. Чтобы правильно включить диод необходимо его прозвонить: положение, в котором он будет прозваниваться, соответствует минусу на том выводе куда указывает "стрелка" на схеме (катод). Вместо стабилизатора КР142ЕН5А можно использовать 78M05. Ставить радиатор нет необходимости. Нумерация выводов триодов дана с их лицевой стороны: у КР142 там, где маркировка; у VT1 там, где срез на корпусе. Мощность резисторов может быть 0,125Вт и меньше.
Датчик Холла можно подключить к выходу стабилизатора напряжения КР142ЕН5А. Но стабилизатор должен выдавать не менее 4,5В, иначе датчик работать не будет. В случае подключения коммутатора а/м ВАЗ, для питания датчика можно использовать 5-ый контакт его разъема.
Порт контроллера RA1 отвечает за выбор режима работы коммутатора. Подключение этого вывода к земле (GND) соответствует оригинальному коммутатору, подключение к питанию +5В (Vdd), обязательно через резистор 10КОм, соответствует вазовскому коммутатору.
Главным врагом блока опережения будет вибрация и температура, потому размещать блок нужно в стороне от двигателя и при сборке платы зафиксировать элементы (например, залить термоклеем), в особенности массивные (КР142, кварц, МК). Влияние вибрации минимизируется, если схему собрать на элементах поверхностного монтажа (SMD).
СХЕМА ТРАНЗИСТОРНОГО ЗАЖИГАНИЯ
Представляет собой чистый плагиат, и взята мной с сайта тамбовских байкеров: http://twolfs.narod.ru. В скобках указаны значения для 6-ти вольтовой сети. Эта часть схемы может работать и со стандартным контактным прерывателем.
Режим работы программы, оптимизированный под данную схему, выбирается подключением вывода контроллера RA1 к земле.
Возможные замены VT3 КТ818: КТ835, КТ837; цоколевка выводов прежняя. Мощность резисторов составляет: R9 и R11 - 0.5Вт, R10 и R12 - 2Вт, R8 - 5Вт. Прозванивать стабилитрон VD4 нужно также как диод (см. выше). Нумерация выводов транзисторов дана со стороны маркировки. Транзисторы необходимо установить на радиатор (особенно VT2). Размер радиатора может быть небольшим (штыревой 30x50мм лишь незначительно греется). Т.к. теплоотвод транзисторов соединен с коллектором (вывод 2), то сажать их на один радиатор без изоляции нельзя! Необходимы слюдяные прокладки и диэлектрические шайбы для изоляции винтов. Радиатор прикрепить к плате винтами, нельзя чтобы он висел только на транзисторах (оторвет)! Силовые дорожки (все к транзистору VT2) на плате сделать по возможности более широкими и покрыть слоем припоя, дабы не было пережиганий.
ПОДКЛЮЧЕНИЕ ДРУГИХ СХЕМ КОММУТАЦИИ
Для управления коммутацией катушки предусмотрено два вывода: прямой RB2 (высокий уровень при включении катушки, переход на низкий для образования искры); инвертированный RB3 (низкий уровень при включении катушки, переход на высокий для образования искры). Это позволяет подключать и другие схемы коммутации, кроме имеющейся, в частности, вазовский коммутатор моделей 95.3734, 96.3734, 76.3734, 364.3734 и др. Для этого, его вход (контакт 6) нужно подключить к коллектору транзистора VT1, а базу транзистора, через резистор R5, подключить к выводу RB3. При использовании этого коммутатора, также следует сменить катушку на автомобильную.
ЛИКБЕЗ ПО ПИКАМ
Программа написана для МК фирмы Microchip PIC16F84 (F - многократно перепрограммируемый), можно с индексом А, который может быть заменен PIC16C84 (С - однократно программируемый). Можно использовать и другие МК этой фирмы 16F(C)83, 16F628 и некоторые другие, но решать это и программировать их должны профессионалы!
Нужно помнить, что МК даже одной марки отличаются по своим характеристикам, что можно определить только по их полной маркировке. По максимальной рабочей частоте PICи бывают на 4, 10 и 20МГц, нам подойдет любой из них. По температурному диапазону в коммерческом (0...+70С), индустриальном (-40...+85С) и расширенном (-40...+125С) исполнении. Последние найти врядли удастся, поэтому останавливаемся на индустриальных. Таким образом, полная маркировка требуемого МК: PIC16F84-04I/P, здесь PIC16F84 - марка МК, 04 - максимальная рабочая частота, I - индустриальный диапазон, P - корпус PDIP для монтажа в отверстия (SO - SOIC для поверхностного монтажа).
РЕГУЛИРОВКА ЗАЖИГАНИЯ
Даже электронное зажигание надо регулировать (вот так вот ;). Светодиод включается при входе шторки в датчик Холла и гаснет при выходе. Момент выхода шторки из датчика (и соответственно отключения светодиода) должен совпадать с ВМТ, именно в этот момент будет происходить искрообразование на пусковых оборотах.
ВНИМАНИЕ!!! При регулировке зажигания снимите колпачки со вечей, во избежании случайного завода двигателя.
НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ
* Распределительный вал после 10 тыс. пробега имеет значительное осевое биение, достаточное чтобы разбить шторкой датчик Холла, если он установлен перпендикулярно оси вращения. Чтобы избежать этого датчик надо распологать параллельно оси распредвала.
* Датчик Холла можно расположить на корпусе штатного прерывателя. Регулировку по положению вокруг оси рапредвала обеспечит сам корпус.
* Для пайки элементов устройства работающих при высоких температурах (датчик Холла), использовать высокотемпературный припой ПОС-30 или ПОС-40, но не мягкий ПОС-61.
* Минимизировать длину выводов и массу элементов, болтающиеся элементы быстрее срежет вибрация.
* Внимательно отнестись к выбору кварца, в продаже могут быть кварцы на температуру 0...+70С, желательно -40...+70С, еще лучше военные в прозрачных корпусах.
* Неиспользованные выводы МК (кроме RB2, RB3) желательно соединить с землей.
* Силовые провода (на питание и катушку зажигания) вести сечением не менее 2кв.мм, особенно это касается 6-ти вольтового питания.
РАБОТА ПРОГРАММЫ
Программу выкладываю вместе с исходниками, как откомпилировать программу смотри ниже. Вербальное описание алгоритма программы в первом приближении выглядит следующим образом.
При включении питания сразу подается напряжение на катушку (высокий уровень на RB2, низкий на RB3), она запасает энергию. При повороте кика шторка входит в датчик, и программа начинает отсчет таймера, по которому затем определяется момент искрообразования. В момент выхода шторки из датчика происходит размыкание катушки (низкий уровень на RB2, высокий на RB3) и проскакивает искра, это самый поздний момент зажигания. За 5-9мс до ВМТ катушка вновь включается и начинает запасать энергию. Если используется коммутатор от а/м ВАЗ, то за момент включения катушки отвечает встроенная в него микросхема L497. Далее, если двигатель успешно запустился, по сигналу датчика обновляется информация о заданном моменте опережения, сам момент искрообразования отсчитывается от момента входа шторки в датчик. Квант таймера составляет 50мкс, соответственно погрешность момента инициации искры определяется этим квантом. Момент искрообразования вычисляется по таблице из 240 значений, из которых ~200 лежат в рабочем диапазоне двигателя (800...6000об/мин). Характеристика зажигания следующая: выше 420об/мин распредвала опережение составляет 200мкс, затем время возрастает до 900мкс при 750об/мин, и далее остается неизменным.
РАБОТА С ПРОГРАММОЙ РАСЧЕТА МОМЕНТА ЗАЖИГАНИЯ
Таблица, используемая для расчета момента опережения зажигания, содержит 240 значений (нумерация от 0 до 239), что затрудняет ее изменение "под себя". Прилагаю небольшую утилитку, могущую помочь в этой задаче.
Поля "Размер шторки датчика Холла" и "Величина таймера квантования" менять настоятельно не рекомендую, т.к. они требуют понимания работы программы и соответствующего ее изменения.
"Расчет по времени опережения" дает общую характеристику опережения в форме готовой для помещения в исходный текст программы. Для исключения ошибки в расчетах, величину времени опережения выбирайте кратной таймеру квантования.
С помощью расчета по индексу в таблице и частоте распредвала можно уточнить и подправить характеристику там, где это необходимо. Рекомендую, для частот заведомо недостижимых для оппозита, выставить в таблице значение 0 (самый поздний момент зажигания, в ВМТ), т.к. эти частоты могут возникнуть только в случае ошибки. 239-ый элемент таблицы, также должен быть равен нулю.
РАБОТА С ПРОГРАММОЙ КОМПИЛЯТОРОМ
Данная программа преобразует файл с исходным текстом программы с расширением .asm в файл прошивки микроконтроллера с расширением .hex. В поле "Source File Name" выбираем файл ignition.asm, в поле "Processor" - контроллер PIC16F84, остальные поля оставляем без изменений. Далее жмем кнопку "Assemble". Если компиляция прошла без ошибок, появившееся окно отчета (изображено справа) будет иметь зеленую полоску прогресса и число ошибок (Errors) ноль. Если при компиляции возникли ошибки, полоса прогресса будет красной, а сам список ошибок можно посмотреть в файле ignition.err.
Автор: Saruman
Источник: www.oppozit.ru
Другие новости похожие на "Обновление: ЭЛЕКТРОННОЕ ЗАЖИГАНИЕ С ДАТЧИКОМ ХОЛЛА":
Автор новости: Rust
Комментарии:
|
||
|
|
||
|
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.Последние комментарии на сайте:
Последние сообщения на форуме: 1