«ОМЕГА-54»: ТРЕТИЙ РУБЕЖ ОХРАНЫ
Начнем, пожалуй, с предыстории. Идея защиты и сохранности своего имущества и жилья, наверное, появилась с появлением первых воров. Появились собаки-сторожа, замки, заборы, вооруженная охрана… но и воры не скучали. И по сей день, идет борьба между людьми желающими сохранить свое добро и «товарищами», желающими это добро у первых отобрать. В настоящее время количество краж, грабежей и вооруженных нападений не только не уменьшилось, но и продолжает неуклонно расти. Оставим в стороне всякого рода вооруженные конфликты, ограбления и террор, это тема для другой статьи, и поговорим о том, каким образом мы сможем защитить от угона и разукомплектации наши транспортные средства и от грабежа наши гаражи.
Скептикам, считающим, что в этом нет никакого смысла, напомню, что в числе прочих, мотоциклы по сей день продолжают угонять, причем далеко не всегда импортные или дорогие модели. Так почему бы, при удобных обстоятельствах, им не угнать именно Ваш байк? В свою очередь я (и не только) считаю, что лучшее лечение – это профилактика. Да, стопроцентной защиты не гарантируют даже презервативы, но свести к минимуму такую вероятность вполне возможно. В общем, не говорите потом что я Вас не предупреждал!
Итак, что же сегодня может предложить нам промышленность для защиты «всего, что нажито непосильным трудом»? И почему в названии фигурирует «третий рубеж»? Пойдем по порядку. Традиционно в охране объектов первым рубежом считается периметр и подступы к зданию (охраняемому объекту), вторым – защита внутреннего объема помещений, третьим – непосредственная защита сейфов, касс и товара. И т.д. Всего рубежей может быть 8 и более. Но у нас то не помещение, а транспортное средство. Поэтому начнем считать с другой стороны. Давайте назовем первым рубежом (у многих он и последний) штатные средства защиты мотоцикла. Это замок зажигания и замок на руле. Традиционно доверия к этим средствам защиты ни у кого не возникает, слишком неутешительная статистика, за исключением разве замка в двери гаража, да и то с условиями. Поэтому те, кому дорога своя «лошадка» (или просто жадные) оборудуют свою технику дополнительной сигнализацией. Тут вариантов масса, от простейшей потайной кнопки, до супернаворченной автосигнализации с пейджером (когда при сработке начинает пищать брелок). Это второй рубеж охраны. Сюда же можно отнести и всевозможные механические блокировки, но мы о них сегодня говорить не будем. Про установку всевозможных сигнализаций говорили много, и некоторые, с моей легкой руки (простите за скромность), оборудовали свое транспортное средство штатной автомобильной сигнализацией.
Но ведь наука не стоит на месте, а семимильными шагами движется к светлому будущему (причем не только наука охранять и защищать). Да и бюджетные автосигнализации, при всей своей эффективности, все же имеют определенные недостатки, главный из которых – невозможность информативной работы таких систем на большом расстоянии владельца от охраняемого объекта. Т.е. достаточно подняться на пятый этаж или зайти в супермаркет, и нашу сирену уже не слышно (а если слышно то чью?), а достаточно на пол километра удалиться от гаража или стоянки, и не слышно пейджера. А это не есть хорошо. Я вот, к примеру, на работу на автобусе езжу. Вывод прост, давайте сделаем третий рубеж для устранения этих недостатков, а также для дополнительной защиты и еще нескольких полезных функций такой системы. Вот Вы, те, у кого хватило терпения дочитать до этого места, и добрались до главной сути статьи – использование сети GSM (сотовой сети мобильных телефонов) для охраны и телемониторинга транспорта и гаража.
Итак, что же мы для этого «имеем»? Наряду со многими такими устройствами, цена на которые сопоставима со стоимостью подержанных «Жигулей», мне на глаза попалась интересная штучка под названием «Омега-54», очень привлекательная по цене и функциональности. Это так называемый GSM-извещатель, приставка к сотовому телефону (Siemens-35, 45) которая позволяет превратить обычный старенький мобильник в мощную систему охраны. Вставляется это устройство вместо аккумулятора в телефон и разъемом подключается к гнезду телефона. Собрана «Омега» на микроконтроллере, что дает возможность управлять работой телефона по программе в микроконтроллере. Таким образом телефон приобретает ряд совершенно новых функций и избавляется от ненужных (таких как звонок при поступлении вызова).
Что же эта «Омега» умеет? А умеет она:
- Снимать показания с различного рода датчиков, для чего имеется 5 входов, и оповещать владельца (и еще кого нужно) на сотовый телефон о сработке каждого из входов путем дозвона и (или) SMS.
- По тревоге или команде владельца управлять четырьмя выходами, для включения цепей защиты, сирены и чего угодно.
- Информировать владельца об исчезновении основного питания системы или ее включения.
- Прослушивать через телефон окружающую обстановку вокруг охраняемого объекта, причем делать это тихо, не выдавая своего присутствия.
- По запросу владельца выдавать отчет о состоянии входов и режиме охраны.
И еще много чего умеет, а поскольку система использует гибкий алгоритм программирования различных функций, то ее можно приспособить для охраны и управления чем угодно. Было бы желание. Да, в московской сети «Мегафон» есть, а в остальных планируется, услуга мобильного позиционирования. Это когда по запросу с телефона можно узнать примерные координаты другого телефона сотовой сети (заявляют до 100 метров), не имея GPS приемника.
Дополнительную информацию про «Омегу» можно получить на сайте производителя.
Кстати, там есть и другие устройства такого класса. Стоит такое устройство (на декабрь 2005) около 1000р ($33).
Теперь позвольте еще одно небольшое лирическое отступление. Наверное, вы обратили внимание на то, что я везде пишу: «давайте поговорим», «мы рассмотрим» и т.д. А пишу я так, потому что действительно приглашаю всех интересующихся к диалогу. Хотя у меня есть опыт установки «Омеги» и на транспортные средства и на магазины-гаражи, но на свой мотоцикл я ее еще не устанавливал (хотя все для этого есть). То есть дальнейшие мои рассуждения в большинстве своем будут носить теоретический характер идей по реализации, а идеи можно и нужно обсуждать и делиться ими. Поэтому я приглашаю всех желающих принять в этом участие. Вместе веселее и полезнее.
Идеи у меня вот такие. Хочу установить данное устройство на свой мотоцикл и связать его с уже установленной автосигнализацией для расширения возможностей последней. Но не полностью завязать работу этих двух систем в кучу (какой же это тогда третий рубеж?), а сделать так, чтобы «Омега» могла работать автономно и продолжала выполнять свои функции даже при вскрытии/выведении из строя автосигнализации или отключении источника питания. Причем не только оповещала бы о покушении на мой транспорт, но еще и блокировала бы (по команде) работу двигателя. И делать она это должна, в отличие от автосигнализации скрытно, тихо и не привлекая к себе внимания. Никаких воющих сирен, клацающих реле и моргающих светодиодов. В идеале – чтобы похититель вообще не знал о ее существовании. Для этого установлена «Омега» должна быть в потайном месте, где никто и не подумал бы ее искать. Это главная идея, остальные будут далее по тексту.
Теперь давайте более подробно рассмотрим технические аспекты реализации этой идеи. Для автономной работы устройству нужен свой источник питания, не связанный с основной системой электропитания. Для этих целей подойдет маленький аккумулятор на 1,2–4Ач, такие продаются в магазинах, торгующих средствами охранно-пожарной сигнализации. Пусть этот аккумулятор подзаряжается от бортсети мотоцикла, а вот питать бортсеть он без специального на то разрешения не должен. Но, в аварийном режиме его можно (и нужно) использовать для питания сети. Чтоб завестись при севшем аккумуляторе или доехать до дома при неисправности генератора. Для переключения аккумулятора на питание бортсети планирую использовать электрический замок с ключиком (как замок зажигания, только маленький), а подзаряжать от основной сети, допустим от цепи габаритов, через диод. Вот так:
С этим все ясно, но ведь «Омегу» с аккумулятором и всем «потрохами» необходимо спрятать от любопытных глаз. Куда? Я решил упрятать все это хозяйство в «морковку», места там хватит, и искать вряд ли кто догадается. Как именно еще точно не решил, но идея есть. Хочу сделать из прочного пенопласта что-то типа лотка в форме морковки, с «выдолбленными» углублениями, и закрепить в нем аккумулятор, «Омегу» датчик и обвязку. Хорошо бы чтобы этот лоток можно было легко извлекать, для доступа к этим компонентам. Может что-то наподобие откидной дверки сделать? А снизу покрасить его черной краской или выпачкать грязью. Чтобы если и обнаружат данную «неоднородность» не подумали бы, что там может жить электроника. Все провода придется спрятать в сиденье (может витую пару?), а на конце снабдить многоштырьковым разъемом на все цепи, включая штатные габарит и стоп-сигнал. У меня там светодиоды напиханы, так что большому количеству проводов не удивятся. Таким образом, система будет продолжать работать даже с отключенными цепями и снятым сиденьем (только бы без седла не уехали).
Для полной автономной работы системе необходимы свои методы обнаружения угрозы, не связанные с автосигнализацией. Пусть она (к примеру) контролирует цепь индикации нейтральной передачи (мне ее еще починить надо), пропадания основного питания (отключение аккумулятора), и пусть у него будет свой шок-сенсор (датчик удара). Кстати, ни у кого не завалялось лишнего с паленой сигналки? Ну и срабатывание автосигнализации контролировать будет совсем не лишним, для этого можно брать сигнал из цепи сирены или выход второго канала. Для включения-выключения режима охраны можно использовать цепь управления замками дверей автосигнализации.
Раз уж разговор пошел о входных цепях охраны, вот вам еще одна интересная идейка. В вышеописанном примере установки мы задействовали все пять входов «Омеги». Но можно оставить свободным один из входов, например цепь нейтрали (чтоб мне не ремонтировать), или вход на постановку-снятие режима охраны, а включать режим охраны по команде с телефона. Итак, мы имеем один свободный вход. Если вывести его и 12В питания на дополнительный разъем, то у нас появится возможность подключать ПРАКТИЧЕСКИ ЛЮБЫЕ внешние охранно-пожарные датчики, расширяя возможности системы. К примеру, у вас в аренде гараж, в котором кроме вашего мотоцикла ничего интересного нет. Замечательно, значит, будем охранять гараж, когда в нем «спит» мотоцикл. Для этого вешаем под потолком пару датчиков пожара, над дверью гаража – объемник (инфракрасный датчик объема), подключаем к мотоциклу и спим спокойно. Правда маленького аккумулятора на долго не хватит, но на несколько суток вполне. Да и внешнее питание можно использовать, а мотоциклетный (дополнительный) использовать в качестве бесперебойника. Или другой пример. Поехали Вы с компанией (другом, женой, невестой) на байкслет (в лес, на море). И в определенный момент появилась необходимость вместе куда-нибудь отлучится, ну, допустим, пойти грибы собирать. Не таскать же за собой мотоцикл, палатку, личное имущество. При этом у вас нет полной уверенности, что вернувшись вы застанете все оставленное в первоначальном виде. Нет проблем! Вешаем на «елку» объемник (желательно замаскировать), «минируем» палатку, вешаем тонкую проволочную нить или луч «вектор» на подступах к лагерю, ставим в зону охраны объемника мотоцикл и втыкаем в него всю эту сигнализацию. Все, можно идти гулять по лесу (купаться, пить пиво…). Т.е. фактически получаем передвижной пункт охраны чего угодно, и мотоцикл из объекта охраны превращается в средство охраны. Как вам такая идейка? Эти примеры можно продолжать, придумаете что-нибудь интересное – поделитесь. Да, поскольку ключом ко всему является наш мобильник, то неплохо было бы иметь в мотоцикле и зарядное устройство для него.
Наверное, теперь пришло время поговорить о выходах «Омеги» и цепях блокировки. Ведь сигнализация это не только своевременное предупреждение о несанкционированных действиях, но и создание затруднений к использованию охраняемого объекта. Применительно к мотоциклу – это, в первую очередь, блокировка запуска двигателя. Пусть для начала блокировкой при попытке угона занимается автосигнализация в автоматическом режиме. «Омега» же пускай блокирует двигатель по команде или при выведении из строя автосигналки. Мы же договорились, что она без нужды не должна выдавать свое присутствие. Причем цепи блокировки не должны зависеть от основного питания системы, должны быть сложно обнаружимыми, и, в идеале, продолжать работу даже после отключения от цепей управления «Омеги», т.е. при снятии и отключении сиденья. Думаете такое невозможно? Ошибаетесь! Давайте познакомимся (вспомним) с поляризационными реле. От обычных электромагнитных эти реле отличаются тем, что в них имеется постоянный магнит, и для его включения (переключения) требуется кратковременный (импульсный) ток. Такое реле остается включенным без протекания тока через катушку, для того чтоб его выключить нужно пропустить ток в обратном направлении, если реле однообмоточное или через вторую обмотку для двухобмоточного. А, учитывая то, что такие реле бывают весьма малых размеров, то их можно прятать, увязывая прямо в жгут проводов. И пусть его ищут. Знать бы еще где такие реле продаются… Блокировать можно не только цепь зажигания. Можно, к примеру, отключить возбуждение генератора, пусть сажают аккумулятор, у нас ведь запасной есть. А ведь на моем мотоцикле еще и БСЗ, оптические датчики зажигания, компьютер… долго в проводах разбираться придется бандитам.
Чем еще можно управлять при помощи «Омеги»? Да практически всем. Нелишне будет по команде включить режим паники на автосигнализации, тормознуть куда-то уезжающий без Вашего на то согласия мотоцикл и «набить шапку» его незадачливому похитителю (он ведь будет «до победного» кикстартер пинать, мот то уже поехал), можно по команде свет включить или габариты. Можно даже гаражными воротам с моторчиком управлять (интересно, у кого они есть?) все зависит от вашей фантазии. Я вот планирую один выход для дополнительной блокировки двигателя, один для включения паники (если в лесу заблужусь пьяный), один для включения дальнего света и один оставлю про запас для коммутации внешних цепей. Только одно замечание, если (как мы договаривались) нужно чтобы система работала тихо, не советую ставить электромагнитные реле. Они и потребляют много и слышно их далеко. Лучше поставить герконовые реле (они тихие) или IGBT ключи (вообще бесшумные). Запитывать их лучше от дополнительного аккумулятора, понимаете почему.
Все выходы программируются на нужный режим работы (длительность включения, пауза перед включением…), эти же параметры можно задавать в посылаемой SMS, тогда они будут приоритетными.
Есть у «Омеги» еще одна интересная «способность». Если на ее номер позвонить с мобильного телефона, который имеет доступ к управлению (функция программируется), то она тихо поднимет трубку и переключится в режим прослушивания. Как показали испытания, она (телефон) хорошо слышит тихий разговор в радиусе пяти и более метров. А уж как использовать эту возможность думайте сами. Для разных штатных и нештатных ситуаций можно создать в своем телефоне шаблоны SMS сообщений и, при необходимости, быстро их посылать.
Из серьезных недостатков «Омеги» мне известен только один. Она не будет работать там, где нет покрытия сети сотовых операторов, да и этот недостаток «не совсем ее». В остальном же система вполне оправдывает затраченные на нее средства. Ни одна из установленных мною «Омег» не вышла из строя и не давала ложных сработок. Заглушить такое устройство сложнее чем автомобильный пейджер. На программировании функций подробно останавливаться не буду, все зависит от области применения и личных предпочтений пользователя. Это не сложно и подробно описано в инструкции. Как приспособить «Омегу» для охраны квартиры, гаража, дачи, офиса… думаю, вы уже поняли.
Что еще добавить? 35-й Сименс (А35 не подходит) можно купить за 200-350р без аккумулятора и зарядника. Остальные детали стоят недорого. Естественно можно устанавливать «Омегу» на мотоцикл без сигнализации, но эффективность при этом теряется. В общем кому интересно – присоединяйтесь, будем вместе изобретать!
Вот вам на закуску схема моего мотоцикла, правда пока без «Омеги»…
P.S. перечитал статью и ужаснулся. Во меня поперло...
С уважением Ваш Umka."
Автор: Umka
Источник: www.motoizh.ru
Другие новости похожие на "«ОМЕГА-54»: ТРЕТИЙ РУБЕЖ ОХРАНЫ":
Автор новости: Rust
Комментарии:
|
||
|
|
||
|
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.Последние комментарии на сайте:
Последние сообщения на форуме: 1