Установка автосигнализации на мотоцикл.
Сразу оговорюсь что речь пойдет о конкретном мотоцикле и конкретной модели сигнализации. Хотя все они (и мотоциклы и сигнализации) не сильно различаются.
Покупка.
Из "большого" ассортимента этого вида продукции на нашем рынке выбирать было в общем-то не из чего. Выбор конечно был большой, разные Мангусты и starline устанавливаются правда все они исключительно на автомобили. Мотоциклетных сигналок у нас не продают и продавцы смотрели на меня несколько странно… Хотелось такую, чтоб недорого, чтоб с пэйджером и с датчиком наклона. С пэйджером (обратная связь на брелок) конечно были, но стоили от 2300 рублей, что меня не устраивало. С датчиками крена тоже облом. Ртутные датчики с недавнего времени запретили эксплуатировать, а новые (никто-незнает-на-чем) датчики наклона стоят $35, то есть немножко дороже самой сигнализации. Ладно, "не йоги горшки обжигают!" придумаем датчики сами. Поэтому выбрал среднюю из дешевых с грозным названием Alligator Monster M400. Монстер оказался маленькой пластмассовой коробочкой с "мозгами", сиреной, двухуровневым датчиком удара и двумя брелоками в комплекте за 1300р. В общем обычная автосигнализация.
Установка.
Полюбовавшись дома на детище китайских инженеров и полистав инструкцию приступил к воплощению в жизнь своей мечты. Вооружился дрелью, отвертками, проводами и изолентой начал разбирать мотоцикл. Сразу решил снять все лишнее чтоб не мешалось. "Лишними" оказались крышки бардачков, сиденье и бак.
Центральный блок удобно разместился в левом бардачке, рядом с коммутатором БСЗ (у меня электронное зажигание).
Для усложнения жизни супостатам, датчик удара решил расположить справа, рядом с аккумулятором, а сирену под сиденьем.
Для установки сирены пришлось переместить БПВ пониже к воздушному фильтру. После этого сирена отлично встала на свое место даже дырки крепления БПВ подошли под ее кронштейн. Все провода от центрального блока (даже не использующиеся) разделил на два жгута и вывел по сиденье. Пусть враги повозятся, отыскивая нужный провод :)
Проводок антенны примотал к трубе рамы идущей к заднему поворотнику. Провод светодиода проложил по раме под баком, а сам светодиод завел в приборный щиток на место неиспользуемой лампочки "масло". Его днем если не присматриваться, практически не видно. Нечего привлекать к себе излишнее внимание и выдавать наличие "сторожа".
Секретная кнопка "walet" разместилась под баком, рядом с реле поворотов. Вам советую размещать в другом месте, а то какая же она "секретная" будет. С помощью этой кнопки можно программировать функции и отключать сигнализацию без пульта. Также она потребуется для режима Анти-хайджек, о котором чуть позже.
Кнопочные выключатели под крышки и сиденье пока не установил, но собираюсь. Месяц уже как собираюсь…
Подключение.
Хоть сигнализация и автомобильная, но с подключением ни каких проблем не возникло и переделывать ничего не пришлось, чему я был несказанно рад. Питание системы подключил непосредственно к аккумулятору, протянув провода между бардачками. Провод замка зажигания подключил к плюсовому контакту БПВ для осложнения отключения (пусть себе замок ломают). В инструкции написано что даже при отключении проводов питания, сигнализация будет питаться по альтернативным цепям. Наверное имеется в виду цепь замка зажигания. Проводок на указатели поворотов делится на два, причем в месте деления уже стоят диоды развязки, можно сразу подключать. Подключился под сидушкой в месте максимального скопления проводов, чтоб путанее было. Провод сирены спрятал подальше, в самый центр жгута проводов. Сирена к сожалению не автономная, но пусть сначала ее найдут! Никто не верит что ее под сиденьем спрятать можно.
Для того чтобы система не только охраняла, но и блокировала двигатель я придумал хитрый прием. Реле блокировки стартера (автомобиля естественно), входящее в комплект доверия не внушало, т.к. разместить его незаметно на мотоцикле вряд ли удастся. Но цепь управления этим реле вполне подходило для моей задумки. Система в нормальном состоянии выдает минус питания (массу) на этот провод (до 500мА), а в режиме тревоги соответственно отключает его. Таккак отключать питание катушки или коммутатора слишком наглядно и просто, я решил пойти другим путем, а именно использовать этот минусовой провод управления реле для отключение минуса питания датчика холла. Для этого я отпаял от коммутатора оный роводок и присоединил его к проводку сигналки. Синяя и красная стрелка на первом рисунке иллюстрируют этот процесс. Если вор не продвинут в автомобильной электронике (тогда он автомобили будет воровать), то повозиться чтоб завести мот придется. А это время, которое работает на нас.
Проводки для кнопок дверей и капота с багажником двух видов. Для нормально-замкнутых и нормально-разомкнутых контактов (на замыкание и на разрыв), так что можно подключать что угодно. Я решил поставить кнопки на крышки бардачков и сидушку, а также подключиться к проводу "нейтральная передача" и установить кнопку (или геркон) на подножку. Пока это все в проекте. Кнопка на подножку нужна вот для чего: при выключении сигнализации с брелока, она ждет 30 секунд включения зажигания или открытия любой дверки и если этого не произошло, опять становится под охрану. Ночью не всегда успеваю попасть в темноте ключем в замок зажигания и "монстер" начинает визжать, привлекая внимание соседей. А дверок на мотоцикле нету и открывать нечего. Ну не открывать же каждый раз крышку бардачка, в замок которой тоже нужно умудриться попасть. А подножка - удобное решение и дополнительная защита. Нажал кнопку, снял с подножки и заводи.
Регулировка.
В общем подключил я все это хозяйство и начал проверять. На нажатие кнопки пульта система отозвалась коротким попискиванием и морганием всех поворотов. Значит все в порядке. Инструкция рекомендует начинать регулировку датчика удара с минимальной чувствительности. Я, помня что мотоцикл - не машина, и все еще сомневаясь в надежной работе датчика, начал с максимальной. Мои опасения не оправдались. На максимуме датчик ловил лёёёёгонький щелчок ногтем по зеркалу или очень осторожный выжим рычага сцепления на 10%, а также шум от удара молотка по железяке на расстоянии 20 метров и проезжающие машины. Это порадовало, но было явным перебором. Методом последовательных приближений отрегулировал датчик. Получилось примерно середина регулятора чувствительности, что очень недурно для дешевого датчика.
После регулировки провел эксперимент с соседскими мальчишками на предмет угона/разбора. Никому так и не удалось сдвинуть мот с места или свинтить что-нибудь без оглушительного воя сирены. Удовлетворившись результатом, решил на этом регулировку закончить. В течение следующего месяца эксплуатации регулировкой больше не занимался. Ночью ложных сработок практически не было, и соседи спали спокойно. Исключение составляет соседский кот, который любит сидеть на мотоцикле (он у меня во дворе под навесом ночует). Убью когда-нибудь. Да и сам, что греха таить, по началу часто забывал, что являюсь владе льцем единственного в городе мотоцикла с сигнализацией, и она мне об этом регулярно напоминала :)
Эксплуатация.
За месяц эксплуатации никаких сбоев в работе не зафиксировано. Все работает как часы. Боялся что будет садиться аккумулятор, но оказалось что система в режиме охраны потребляет меньше 15мА, так что волноваться не о чем. На зиму сниму аккумулятор и запихаю мот в сарай (там двери узкие).
Теперь немножко про пользование данным "чудом".На пульте есть две кнопки: снятие/постановка и бесшумное снятие/постановка. Вроде все ясно из названия. При нажатии на "бесшумную" кнопку система мигнет поворотами без подачи звукового подтверждающего сигнала, что весьма полезно при возвращении домой поздней ночью с… рыбалки. Система запоминает зону срабатывания и при отключении выдает эту информацию. Допустим мот в течении определенного времени стоял под охраной, я, собираясь ехать, отключаю пультом сигнализацию, а система выдает 4 звуковых сигнала и 4 мигания поворотами, что говорит о том что на мой мот "покушались" и пытались включить зажигание (пример).
Есть режим "паника" т.е. можно заставить сработать сигнализацию с пульта. (Если вы пришли, а к моту уже кто-то подбирается). Включается он одновременным нажатием двух кнопок пульта. Есть еще куча программируемых функций, но почти все они для мотоцикла не актуальны ввиду отсутствия центрального замка, дверей и их стеклоподъемников.
Но самый интересный режим - "АнтиХайджек". Он нужен в ситуации, когда здоровые лбы бьют тебя по морде и отбирают ключи вместе с мотоциклом. К сожалению от мордобоя этот режим не защищает, а вот далеко уехать на мотоцикле супостаты не смогут. При угрозе нападения достаточно заблаговременно нажать одновременно две вышеназванные (и единственные на пульте) кнопки при включенном зажигании и выключить его. При включении зажигания начинает отсчет счетчик и через 55 секунд включается сирена и блокируется двигатель. Сели значит братки на мот (даже не били, не встретив нашего сопротивления), завели, отъехали за угол… и приехали. Отключить сирену с пульта уже невозможно, а эрудиции ребят не хватило, чтоб спросить о расположении секретной кнопочки. В общем бросили мотоцикл и сбежали от греха или задержались бдительной милицией Вот наверное и все