И с коляской и с прицепом.
Прочитал в журнале «Моделист-конструктор» Мб 12 за 1992 год публикацию А. Татарникова из Усть-Каменогорска «Послушный прицеп». Она подсказала мне решение, на первый взгляд, довольно ординарной, а при вникании - почти неразрешимой задачи: как оборудовать мотоцикл с коляской таким прицепом, который двигался бы за ним колея в колею?
Замысел сделать прицеп к своему «ИЖ-Юпитеру» зрел у меня давно. Однако воплощение задумки сдерживали как раз обстоятельства, подробно рассмотренные в той статье. Думаю, будет полезно вспомнить о них еще раз.
Трудность состоит не в изготовлении прицепа, а в подсоединении его к мотоциклу. Дело в том, что корпус боковой коляски затрудняет размещение сцепного узла на ее раме посередине колеи. К тому же при таком соединении руль мотоцикла с большим усилием начинает при езде тянуть вправо. Чтобы избежать этих проблем, сцепной узел приходится сдвигать ближе к мотоциклу. Однако прицеп тоже смещается влево и его колея уже не совпадает с колеёй мотоцикла. Такое взаимоположение частей мотопоезда затрудняет движение по фунтовым проселкам, усложняет объезд препятствий и поворот влево, заставляет водителя следить за прицепом при разъездах со встречным транспортом, особенно на узких дорогах.
Варианты размещения сцепного устройства прицепа:
1. Сцепное устройство размещено по середине колеи прицепа - следы колес прицепа и мотоцикла не совпадают
2. Сцепное устройство смещено - прицеп движется юзом
3. Сцепное устройство и оси колес смещены - колея мотоцикла и прицепа совпадают
Общий вид прицепа:
1 - шаровой шарнир сцепного узла; 2 - дышло; 3 – световозвращатель (4шт.);4 - борт (фанера s16); 5 - грязевой щиток (сталь, лист s2, 2 шт.); 6 - фонарь ФП-132 (2 шт.); 7 - ручка заднего борта (2 шт.); 8 - колесо 3,5-18" (от мотоцикла «Иж»); 9 - кронштейн подставки (сталь, лист s3); 10 - стойка (труба 20х20); 11 - штепсельный разъем ОНЦ-ВН 1-7; 12 - страховочная цепь; 13 - сноба крепления грязевого шипа (сталь, полоса 40х5, б шт.); 14 - мост; 15 - брызговик (резина s5,2 шт.)
Рама:
1 - дышло (труба 42х4); 2 - косынка (лист s3,10 шт.); 3 - укосина (труба 40х20); 4 - поперечины (труба 40х20, 4 шт.); 5 - лонжерон (труба 40х20,2 шт.); 6 - стойки бортов (труба 20х20,8 шт.); 7 - кронштейны (сталь, пластина s5); 8 - трубы торсионов моста (от БП-65); 9 - подкос (труба 40х20,4 шт.); 10 – торсионный вал (от БП-65,2 шт.); 11 - рычаг торсионного вала с осью колеса (от БП-65,2 шт.); 12 - опорная стойка (труба 40х20,2 шт.)
Выводы справедливы, когда сцепной узел находится в плоскости симметрии прицепа. Если же попытаться совместить колею мотоцикла и одноосного прицепа сдвигом стыковочного узла влево, сделав несимметричным дышло, то во время езды прицеп будет стремиться повернуть вправо, двигаясь то юзом, то бросаясь из стороны в сторону. Такие поездки становятся не только сложными, но и опасными.
Для снижения воздействия поворачивающей силы (и даже ее устранения) А. Татарников нашел оригинальное конструкторское решение, установив колеса прицепа не на одной оси, а сместив их относительно друг друга (правое впереди левого). Смещение он определил чисто геометрически: перпендикуляр, опушенный из узла сцепления на линию, соединяющую точки касания колес с поверхностью дороги, должен делить эту линию пополам,
Я решил воспользоваться идеей А.Татарникова и тоже сделать прицеп к своему мотоциклу. Прикинув собственные возможности и перебрав имеющиеся узлы, детали и материалы, обдумал свой вариант конструкции. Руководствовался тем, чтобы, во-первых, по возможности обойтись без покупных деталей, во-вторых, свести до минимума объем токарных работ. Это мне удалось. Имея сварочный аппарат, электрическую дрель и слесарный инструмент, изготовил прицеп в домашних условиях.
Основное изменение, которое я внес в конструкцию прицепа, касается моста и подвески колес.
Подвеска колес - торсионного типа. Ее изготовил из рам двух старых боковых прицепов БП-65, которые устанавливались раньше на мотоциклах «Иж-Ю-2К». Для этого отрезал от рам по поперечной трубе с торсионами в сборе. Одну трубу развернул на 180' и жестко сварил с другой. Получился двухбалочный мост прицепа с независимыми подвесками обоих колес.
Колеса прицепа (в отличие от прототипа, они от мотоцикла «Восход») взаимозаменяемые с колесами мотоцикла-тягача. Каждое установлено на оси в двух подшипниках серии 203. От такого же мотоцикла использованы и тормозные колодки. Грязевые щитки самодельные, сварены из листовой стали толщиной 2 мм. Скобы крепления щитков сделаны из стальной полосы шириной 40 и толщиной 5 мм.
Кузов прицепа несущий. Каркас его металлический, сварен из квадратных труб сечением 20х20 мм. Обшивка кузова - его днище и боковые стенки - из многослойной фанеры толщиной 16 мм. Обшивка к каркасу прикреплена винтами и шурупами.
Для обеспечения безопасности движения в ночное время установил на прицепе два фонаря ФП-132 (габаритные огни, поворотники и стоп-сигналы в одном блоке). Они придали прицелу солидность и почти заводской внешний вид. Электрооборудование прицепа подключено к мотоциклу по однопроводной схеме через кабель с разъемом ОНЦ-ВН 1-7 на конце дышла.
Тягово-сцепное устройство выполнил таким же, как и на прицепе А.Татарникова, немного упростив замковую часть, и за крепил его между стяжными болтами, которыми регулируется ширина колеи между колесами мотоцикла и коляски.
Конструкция сцепного устройства:
1 - тяга (труба 40х40), 2 - замок, 3 - масленка, 4 - шаровой шарнир, 5 - насадка на дышло, 6 - штырь-фиксатор.
Прицеп стал незаменимым помощником в садово-огородном строительстве. Особенно радует его «послушность». а также то. что он точно - след в след - движется за мотоциклом.
В заключение несколько советов тем, кто захочет повторить мой опыт.
Для эксплуатации прицепа на дорогах общего пользования необходима его регистрация в ГИБДД. Но прежде прицеп должен пройти экспертизу, а его владелец-изготовитель получить соответствующий документ, подтверждающий, что созданная им конструкция безопасна. Такая экспертиза может быть проведена территориальными организациями Всероссийского общества автолюбителей (ВОА) а также другими аккредитованными организациями. Помимо этого заключения в ГИБДД необходимо представить документы на номерные агрегаты, подтверждающие право собственности.
Эксплуатируя прицепы, полуприцепы шторные и другие виды прицепов, владелец должен проверять перед каждой поездкой его техническое состояние. При движении же - соблюдать повышенное внимание м осторожность, так как мотопоезд уже не обладает той маневренностью, что мотоцикл с коляской. Тормозной путь его значительно больше, но резкого торможения следует избегать. Наверное, излишне напоминать, что перевозить людей в прицепе категорически запрещается. .
Другие новости похожие на "И с коляской и с прицепом.":
Автор новости: Rust
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.Последние комментарии на сайте:
Последние сообщения на форуме: 1