Универсальное мототранспортное средство, которое я разработал, предназначено для передвижения по любым дорогам и лесным тропам; к тому же оно может буксировать за собой прицеп массой до 250 кг. Машина эксплуатируется вот уже три года, но замечаний по устройству, управляемости и надежности у меня не было.
В зимнее время ее несложно переоборудовать, заменив задние колеса на пневматики и установив спереди рулевую лыжу; машина таким образом превращается в снегоход, причем на трансформацию требуется менее часа. Использование при изготовлении вездехода доступных материалов, простота конструкции вполне могут обеспечить повторяемость машины даже в условиях домашней мастерской.
Рама МТС изготовлена из труб круглого сечения, квадратных профилей и уголков. Ее особенностью являются разъемные соединения, позволяющие снимать узел рулевой колонки при установке двигателя, а также балку переднего моста. Каждый из разъемов состоит из обычной «водопроводной» муфты, сгона и контргайки.
Для натяжения цепи, связывающей двигатель с редуктором, моторная рама (часть рамы мотоцикла «Минск») передвигается; ось задних колес с подшипниками также имеет возможность перемещаться в продольном направлении, что позволяет регулировать натяжение второй цепи, соединяющей редуктор с задней осью. Передние и задние крылья съемные (в варианте снегохода они отсутствуют). Стыковка элементов рамы производилась электросваркой.
Двигатель мототранспортного средства - от мотоцикла «Минск», замечаний к его работе у меня нет. Возможна, конечно, установка более мощных двигателей - от мотоцикла «Восход» или мотороллера «Тула» или купить Foton Ollin - грузовик китайского производства и взять двигатель с него, шутка )) ; необходимо только скорректировать под них размеры рамы.
Выбор же «минского» двигателя был обусловлен его экономичностью и малой массой. Мощность его оказалась вполне достаточной для поездок на снегоходе с пассажиром, возможна также буксировка лыжника или саней. Пусковые свойства мотора и летом и зимой вполне удовлетворительные.
Путевое управление летнего варианта мототранспортного средства обеспечивается поворотом передних колес с помощью двух тяг; для зимнего варианта предусмотрен рычаг и тяга, соединяющая его с вилкой лыжи. Последняя позаимствована от мопеда. Передний мост - от мотоколяски СЗД, правда, несколько уменьшенный: из его балок вырезаны участки и центральные части (с болтом крепления торсиона) сварены с периферийными (с втулками рычагов подвески). В зимнем варианте рычаги, поворотные кулаки, тяги и торсионы демонтируются.
Руль - от мотороллера «Турист», он отлично стыкуется с рулевым валом болтом М10. Органы управления стандартные, мотоциклетные. Рычаг тормоза связан тросом с тормозными колодками, установленными на редукторе.
Редуктор. Его основой стала ступица заднего колеса мотороллера «Тула-200», к которой со стороны тормозного барабана приварена звездочка. Привод задней оси осуществляется цепью с шагом 19 мм. Трансмиссионный тормоз позволяет существенно упростить конструкцию задней оси. Звездочка на оси фиксируется болтом М14, аналогично крепятся ступицы ходовых колес, как это показано на чертежах. В качестве основы редуктора можно использовать не только ступицу колеса «Туриста», но и других мотосредств.
Ось ведущих колес - это пруток диаметром 30 мм; концы его проточены до D 25 мм, на эти места надеты точеные ступицы. Колеса используются от мотоколяски размером 5,00x10,0. Зимние колеса обычной для пневмоходов на шинах низкого давления конструкции: с фанерными дисками, алюминиевыми ложементами и креплением камеры ремнями. Подшипники оси двухрядные, они имеют конусные вставки с гайками, которые хорошо фиксируют ось и не требуют высокой точности обработки.
Дополнительное оборудование. К нему можно отнести передний и задний багажники, фары, световые сигналы поворота и стоп-сигналы; места их крепления показаны на рисунках.
Конструкция вездехода проста, сделать его можно буквально за несколько дней в достаточно примитивной мастерской - разумеется, если в наличии есть все комплектующие узлы. А возможности использования такой машины - самые широкие: в качестве лебедки при вспашке огорода, для привода дисковой пилы, как простейший садовый трактор (отличная проходимость по пашне, поэтому возможна культивация, окучивание и т. п.). К тому же можно повысить проходимость, установив спаренные задние колеса. Можно также смонтировать реверс-редуктор от мотоколяски СЗА, в котором дифференциал заменен валом, и тогда вездеход получит заднюю передачу. Износ резины из-за отсутствия дифференциала не наблюдается, и на управляемости это не сказывается.
Рис. 1. Универсальное четырех колесное мототранспортное средство. Внизу – зимний трехопорный вариант с двумя пневматиками низкого давления и передней управляемой лыжей.
Рис. 2. Рама.
1 – рулевой вал, 2 – рулевая колонка, 3 – топливный бак (от мотоцикла «Минск», 4 – верхняя балка рамы (труба D 22 мм), 5 – разъем (водопроводная муфта с контргайкой), 6 – стойка (труба D 22 мм), 7 – подседельная дуга (труда D 22 мм), 8 – подушка сиденья (от мотоцикла «Минск»), 9 – задняя стойка (труба D 22 мм), 10 – буксирное устройство, 11 – звездочка задней оси (z=34), 12 – малая промежуточная звездочка (z=14), 13 – большая промежутосная звездочка (z=38), 14 – моторама (часть рамы мотоцикла «Минск»), 15 – подножка, 16 – узлы крепления переднего моста, 17 – рулевой рычаг, 18 – опорная площадка крепления заднего моста, 19 – разъем (водопроводная муфта с контргайкой), 20 – подшипниковый корпус задней оси. На плановой проекции моторама условно не показана.
Рис. 3. Опорная площадка крепления заднего моста:
1 – трос тормозного устройства, 2 – трансмиссионное тормозное устройство с блоком промежуточных звездочек, 3 – большая промежуточная звездочка (z=38), 4 – звездочка задней оси (z=34), 5 – задняя поперечина рамы (прямоугольная труба 20Х40 мм), 6 – опора подшипникового корпуса задней оси (уголок 40Х40 мм), 7 – полупоперечина (квадратная труба 25Х25 мм), 8 – малая промежуточная звездочка (z=14), 9 – лонжерон рамы (труба D 42 мм).
Рис. 4. Задний мост:
1,5 – стопорные болты М 14 с гайками, 2 – ступица, 3 – звездочка (z=34), 4 – втулка звездочки заднего моста, 6 – вал заднего моста (пруток 0 30 мм), 7 – заклепка.
Рис. 5. Передний мост
Рис. 6. Конструкция колесных ступиц:
1 – ступица, 2 – заклепка, 3 – болт М10 с гайкой и шайбой, 4 – ступица заднего моста, 6,8 – колесные диски (фанера толщиной и мм), 7 – ложемент.
Рис. 7. Передняя вилка:
1 – втулка под ось передней лыжи, 2 – перо вилки, 3 – рулевой рычаг, 4 – мостик вилки.
Рис. 8. Передняя лыжа:
1 – скоба. 2 – лонжерон (уголок 20Х20 мм), 3 – подошва (дюралюминиевый лист толщиной 4 мм). 4 – кронштейн (дюралюминиевый лист толщиной 5'мч). 5 – заклепки.
К.ДАВЫДОВ,
Оренбургская обл.,
хутор Степановский
Журнал "Моделист-Конструктор" № 1/91