МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОВОДКИ
Данная схема (рис 1) предназначенна для сокращения управляющих проводов в проводке мотоциклов типа урал (12в), днепр (12в) и других, использующих бортовую сеть постоянного тока 12 вольт. Эта схема является частью модифицированной схемы эл.оборудования, предназанченна в первую очередь тем, кто хочет избавится от висящих проводов на руле путем «упаковке» оных в руль.
Как видно из схемы провода, идущие на переключатели режима (выкл-габарит-фара), переключатель дальний-ближний и переключатель поворотов замещаются на 2 провода.
В основе идеи такого включения – многоуровневое управление, что позволяет сократить количество проводов до двух для данных переключателей.
Для работы указателя поворотов необходимо 3 уровня напряжения на входе этого устройства, что реализуется простой логикой со смещением уровля логической 1 на входе. Для реализации этого было введены стабилитроны, которые и позволяют достичь такого смещения. В данном случае, рассматривая часть схемы, отвечающей за указание поворотов рассмотрим момент, когда переключатель поворотов будет замкнут через стабилитрон VD3 на землю. В этом случае на входе лог элемента DD1.5 напряжение не превысит уровня в 4 вольта, что недостаточно для переключения его в другое состояние, тк порог срабатывания элементов КМОП структуры состовляет 0.5 от питающего напряжения (в данном случае порог-5вольт), а на входе DD1.4 будет напряжение 7.8 вольт (напряжение стабилизации VD3 и VD7), что является для этого элемента лог 1. на выходах этих элементов получаем инвертируемое напряжение, что вызовет срабатывание реле К5, управляемое транзистором VT5, через резистор R8, служащим для ограничения тока элемента DD1.5. Cработавшее реле замкнет своими контактами цепь теплового реле (кстати, тут можно вместо теплового реле использовать посовременнее реле, устанавливаемое на автомобилях ВАЗ 2108-21099) на лампы указателя поворотов (на схеме не обозначенны)
В среднем положении переключателя на обоих входах лог элементов будут находится лог 1, что не вызовет срабатывания реле.
В третьем положении переключателя на входе DD1.5 лог элемента будет лог 0 (соединение с землёй), а на DD1.4 напряжение около 4 вольт, что недостаточно для его переключения. Аналогично первому положению сработают оба реле. К5 подключит своими контактами переключающий контакт К4, а реле К4 переключит своими контактами на другую «гирлянду» ламп поворота.
Аналогичным образом работает и управление светом (габарит-ближний-дальний).
Только используется не 3 уровня управления а 4 (выключено-включен габарит-включен габарит и ближний-включен габарит и дальний свет), только уменьшенны «пороги» переключения элементов и несколько иначе реализованна логика работы реле, позволяющая не отключать лампы габаритов.
Питание микросхемы осуществляется от стабилитрона VD4 и состовляет 10 вольт.
Конструкция и детали: вся схема, кроме реле и диодов VD1-VD3 может быть размещенна на куске стеклотекстолита размерами 30Х45 мм (удобно использовать монтажную плату), после сборки и настройки покрыта водостойким лаком и помещенна в ударопрочный корпус
VD1, VD3, VD7 – кс139
Т.к. наша промышленность не выпускает стабилитронов с напряжением стабилизации 2в, то в качестве диода VD2 можно рекомендовать использование прямовключённых 3-х кремниевых диодов или один светодиод с падением на нем 1.8-2 вольта.
VD4 –кс510 или аналогичный 10 вольт 40 ма
VD5, VD6 –прямовключённые светодиоды с напряжение падения 1.8-2 вольта
VD8-VD12 –любые кремниевые диоды, прямой ток до 500 ма и обратным напряжением от 50 в
VT1-VT5 –кт972, кт829 (NPN транзисторы с коэф усиления от 200 и током колектора не менее 500 ма )
R1, R2-от 1 до 3 Ком
R3-100-240 ом 2Вт
R4-R8 –680ом-1.2Ком
С1 –от 500мкф до 2200мкф на напряжение не ниже 16 вольт
К1-К5 –«автомобильные» реле с контактами на переключение (напряжение срабатывания 7 в, ток при напряжении 12 в –130 ма, коммутируемый ток до 30 а)
К6-тепловое реле поворотов.
рис 2
Было-бы глупо, реализовать данную схему, оставив стандартное управление включением двигателя и сигнала. реализовать такое управление, сэкономив еще один провод (питания) на руле можно, воспользовавшись схемой №2 или №3. обе эти схемы позволяют комутировать сильноточную нагрузку относительно слаботочным управлением, замыкая управляющий провод на массу. В схеме №2 используется реле, а в №3 используется мощный P канальный полевой транзистор. Lанные схемы в виду их простоты в коментариях, надеюсь, не нуждаются.
рис 3
Дополненное схемами №2 или №3 устройство размещается вблизи генератора или аккумулятора. Управляющая проводка выполняется проводом мгтф 0.33 мм или толще. Для придания большей прочности помещается в термоусадочную трубку, закрепляется несколькими витками нити вокруг стальной жилы старого или ненужного тросика, который в свою очередь крепиться одним концом к трубе руля, а другим припаян к разьёму (для удобства возможного ремонта, например смена подшипников рулевой колонки, непосредственно у самого устройства установлен разьём типа DB9 или DB25, используемый в компютерной технике, позволяющий оперативно «отключить руль», а также имеющий два винта для надежной фиксации соединения). Сам тросик и провода управления дополнительно еще раз помещаются в термоусадочную трубку.
Автор: Manowar
Источник: oppozit.ru
Другие новости похожие на "МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОВОДКИ":
Автор новости: Rust
Комментарии:
|
||
|
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.Последние комментарии на сайте:
Последние сообщения на форуме: 1