Советские мотоциклы - мотоциклы СССР - все о советских мотоциклах иж, минск, зид, урал, восход, тюнинг, ремонт

On-Line

Всего на сайте: 14

Пользователей: 0



Роботов: 0

Гостей: 14


Наши Конкурсы

Поговорим о зажигании



Авторов многих писем в редакцию волнуют "проблемы" установки зажигания на мотоциклах, особенно когда это первая в жизни машина. Страшновато внедриться отверткой в путаницу проводов и прерывателей "Юпитера" или ЯВЫ. Однако, как считает наш постоянный автор инженер Э. КОНОП, никаких сверхсекретов здесь нет, необходимы лишь некоторые знания.
Поколения мотолюбителей сменяют друг друга, а опасливое отношение к прерывателям на двухцилиндровом моторе остается. Но и тем, у кого на машине одноцилиндровый мотор, живется не всегда спокойно. И вот, в конце концов, возникает вопрос: "В инструкции туманно сказано, что опережение зажигания должно быть в пределах 2,7-3,2 мм. Неужто завод не может указать величину точнее? Я купил индикатор, могу установить зажигание с точностью до "сотки". Но какое же именно?"

Что тут ответить. Напомним, что заводы выпускают мотоциклы огромными сериями. Доводить каждую машину до эталонного состояния при массовом производстве невозможно, а если бы эта задача и была решена, то купить такой мотоцикл было бы многим не по карману.

Так что детали мотора имеют те или иные отклонения от идеала, заложенного в чертеже. На работе двигателя сказываются не только фактические размеры столь точных деталей, как, например, валы, подшипники, но и отклонения от заданных размеров или формы у деталей, выполненных штамповкой или литьем. Нередко в двухтактном моторе встречаются искажения размеров и формы перепускных, продувочных, впускных каналов и окон, несовпадение их на стыках цилиндра и картера и тому подобные погрешности. Как устранить их, на примере мотора ЯВЫ уже рассказывалось в "За рулем" (8/1978).

Двигатели собирают не как попало, а с учетом фактических размеров поршня, цилиндра, поршневого пальца и других деталей. Они, как известно, до сборки проходят тщательный контроль, получают те или иные метки в зависимости от размерных групп, и, значит, зазоры между основными деталями будут всегда обеспечены в тех пределах, которые заданы конструктором. Когда же речь идет о совпадении внутри мотора каналов, отлитых в картере и затем продолжающихся в теле цилиндра, то здесь все сложнее. При серийной сборке пока не удается добиться такого же их совпадения, как, например, у поршня с цилиндром. Вот почему нередки сочетания отклонений, при которых у левого и правого цилиндров могут быть не совсем одинаковыми и степень сжатия, и качество продувки - наполнения, и состав смеси, попадающей сюда из карбюратора. Разумеется, все сказанное относится и к разным экземплярам одной и той же модели двигателя. Внешне они, казалось бы, идентичны, а на деле вряд ли вы найдете два одинаковых.

Как все это отражается на опережении зажигания? Вопрос совсем не прост. Ведь у "идеального" двигателя автомат, регулирующий опережение зажигания, должен был бы следить за целым рядом параметров рабочего процесса. Это и частота вращения коленчатого вала, и давление плюс температура в цилиндре, и разрежение во впускном тракте, и состав рабочей смеси в цилиндре. У мотоциклов от автоматики отказались в пользу простоты механизма. Но при этом, конечно, кое в чем и проиграли, теряя часть мощности и бензина.

Если сравнивать разные по состоянию моторы, тот, у которого по каким-то причинам ухудшена продувка, обычно требует большего опережения зажигания, заряд рабочей смеси в его цилиндрах содержит больше остаточных газов и поэтому горит медленнее. В одном и том же цилиндре неодинакова скорость сгорания смеси богатой, нормальной или бедной. Наибольшую мощность получают от слегка обогащенной смеси, которая сгорает быстрее. Вот почему у опытного мотолюбителя, сумевшего хорошо довести мотор, когда и продувка, и состав смеси на высоте, опережение зажигания может оказаться меньше средней величины, рекомендованной заводом.

Вспомним теперь, насколько сильно порой свойства бензина, покупаемого на разных АЭС, отличаются от ожидаемых. Как быть, если после заправки мотор застучал? Продолжать движение, мирясь с детонацией, нельзя. Необходимо уменьшить опережение зажигания. В таких случаях бывает, что приходится смещать его существенно ниже рекомендуемой величины. Например, у Ч3-350 нам доводилось устанавливать опережение вместо 2,8 мм всего 2,4-2,5 мм.

Итак, при прочих неизменных условиях, чем ниже детонационная стойкость топлива, тем меньшее требуется опережение, позволяющее избежать детонации. Кстати, бороться с ней помогает и разумный стиль езды - откажитесь от резких разгонов "на полном дросселе".

Возможность предусмотреть все, о чем мы рассказали, есть и у завода - изготовителя машины. Для этого он указывает ориентировочную величину опережения зажигания, предоставляя корректировку самому ее владельцу, когда это потребуется.

Если нас спрашивают, каково точное опережение зажигания для "Планеты-спорт" или двухцилиндрового "Юпитера", то, даже если в инструкции указана лишь одна величина, мы не можем утверждать, что она и обеспечивает наилучший результат. Это лишь отправная точка для последующей регулировки.

В случае, когда имеешь дело с одним цилиндром, задача проста. Попробовал один, другой, третий вариант опережения, нашел лучший - и в путь! Владельца двухцилиндрового мотора, если он не уверен, что цилиндры вполне одинаковы, преследует мысль: в одном зажигание происходит лучше, чем в другом. Конечно, определенный резон в этих сомнениях есть, но не верьте, когда вам станут говорить, будто при ошибках в установке опережения один цилиндр вообще мешает другому работать. Это несерьезно.

Можно придумать (и бывалые мотоциклисты постоянно заняты творчеством в этом направлении) разные способы регулировки, в которых учитывается, что цилиндры работают неодинаково. Например, отключив зажигание левого, оценивают работу машины (обязательно на ходу, по фактической мощности!) на правом, постепенно добиваясь здесь максимума. Потом все повторяют для левого цилиндра. Но истинный мотолюбитель бывает не удовлетворен не столько машиной, сколько самим собой, что и заставляет его, казалось бы, без нужды, разбирать мотор и тщательнейшим образом, вручную, подгонять детали. Конечно, после этого, если работа сделана хорошо, практически не приходится говорить об асимметрии, различиях левого и правого цилиндров: хорошо совмещаются каналы и окна, у них равные площади сечений, углы наклона; карбюратор обеспечивает одинаковое качество горючей смеси в цилиндрах, камеры в головках цилиндров равных объемов, в результате чего и степень сжатия одинакова. Строгий, знающий дело мотолюбитель не забудет при этом, что и от состояния выпускных труб и глушителей справа и слева многое зависит.

Если в механической части двухцилиндровый мотор вот так доведен почти до идеала, то регулировка зажигания становится почти такой же простой, как у одноцилиндрового, - не нужно терзаться вопросом, какое опережение лучше для левого цилиндра и какое для правого. Его подбирают опытным путем, попробовав мотор на привычном участке дороги. Напомним при этом, что в случае, когда хотят получить высокую мощность регулировкой зажигания, верхним пределом опережения должна быть такая его величина, при которой во время разгона машины с полным газом на средних оборотах кратковременно, в течение секунды в моторе будут слышны легкие детонационные стуки. Резкие, сильные, продолжительные очереди "ударов" говорят о том, что опережение слишком велико. Полное их отсутствие - мощность (имея в виду опережение зажигания) вы несколько недобрали, есть еще небольшой резерв.

Регулируя одноцилиндровый мотор, с учетом всего сказанного, можно устанавливать опережение зажигания буквально на глазок, по ощущению машины, ее мощности, поведению на переменных режимах и так далее. Здесь не так уж важно формально зафиксировать, при каком расстоянии поршня от ВМТ произошла вспышка. Главное - обеспечить полноту сгорания.

Отлаживая работу двухцилиндрового мотора, все-таки неплохо убедиться, что опережение зажигания в цилиндрах различается не сильно, знать эту разницу. Какова должна быть точность измерений? Обладатели индикаторов, возможно, разочаруются, узнав, что мы, имея многолетний опыт эксплуатации двухцилиндровых моторов ЯВА, Ч3 и "Юпитер", не замечали ошибок в установке зажигания порядка 0,1-0,2 мм внешне, по каким-либо признакам работы мотора. Правда, с индикатором действовать удобнее, чем с другими приспособлениями, но возить его с собой вряд ли имеет смысл, так как на мотоцикле мало свободного места. Обычный стержень с миллиметровой насечкой-шкалой и втулка, ввертываемая вместо свечи, обеспечивают вполне надежную регулировку зажигания.

В заключение - о другой категории мотоциклистов. У них может не быть хороших слесарных навыков, и вся эта возня с цилиндрами, поршнями, напильниками, шарошками, шаберами представляется им чуть ли не колдовством. Мотоцикл для них часто не более чем временное транспортное средство перед покупкой автомобиля. Хочется надеяться, что, ознакомившись с этой статьей, они сделают для себя вывод: не следует лезть в дебри малознакомых вопросов, если сами по себе они не кажутся интересными. Взявшись же регулировать зажигание, вспомнят о "золотой середине". И это правило не подведет.


Автор: Инженер Э.В. КОНОП
Источник: Журнал "За рулём" №5/1985 г.



Ваша оценка:   

 (голосов: 6)








    Другие новости похожие на "Поговорим о зажигании":


  • Поговорим о зажигании..
  • Ох уж эта детонация. Часть II
  • Детонация
  • Зажигание на ИЖЮ4
  • Неисправности двигателя.
  • Регулировка двух карбюраторов для достижения равномерной работы цил...
  • Ох уж эта детонация. Часть I.
  • «Бомба» под себя
  • Опережение зажигания
  • Карбюраторы неисправности и состав смеси
  • ФОРСИРОВКА ДВИГАТЕЛЕЙ МОТОЦИКЛОВ
  • Различные стуки в движке.
  • Найденная мощность. Доводка двухтактного двигателя
  • Форсировка двигателя мотоцикла Минск
  • По Юпитеру с напильником





  • Автор новости: Rust
    Комментарии:
    написал: serj 52ru   |   20 февраля 2009 20:33   |   На сайте с: 18.01.2009   |


    Посетители
    Имя: серж
    Публикаций: 0
    Комментариев: 16
    вабене дал первые шаги!
    написал: Палыч   |   22 апреля 2009 12:17   |   На сайте с: 22.07.2008   |


    moderator
    Имя: Руслан
    Публикаций: 56
    Комментариев: 414
    спасибо автору, помогает
    написал: motoracer_36rus   |   18 октября 2009 20:37   |   На сайте с: 29.05.2009   |


    Посетители
    Регион: 36
    Имя: Виктор
    Публикаций: 15
    Комментариев: 260
    огромное спасибо! respekt
    написал: faint   |   28 февраля 2010 23:23   |   На сайте с: 29.01.2010   |


    moderator
    Регион: 56
    Имя: Владимир
    Публикаций: 4
    Комментариев: 1184
    статья хорошая,ничё не скажешь good
    написал: violentpain   |   17 мая 2010 14:02   |   На сайте с: 6.01.2010   |


    Посетители
    Имя: Алексей
    Публикаций: 1
    Комментариев: 389
    ЧИТАТЬ ВСЕМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ.НАЧАЛЬНОГО


    --------------------
    Черт на колесе:)
    написал: Юпарик   |   2 ноября 2011 23:53   |   На сайте с: 28.09.2011   |


    Посетители
    Имя: Игорь
    Публикаций: 3
    Комментариев: 140
    Да, статейка хороша... У меня у самого после капремонта при установки зажигания один котёл работает, другой чихает...


    --------------------
    IZH Respekt forever

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.



    Последние комментарии на сайте:

      Раритет, переходящий по наследству Автор: nekus
     

     
    thekind,Мы его завели ) надо теперь до ума подключить Генку и БКСА как тут поменять фото ? подскажите он уже не красный а так фото прикольно что остались
      Нужна помощь!Заболел пёс Автор: Саня-32rus
     

     
    свечку сфоткай,и сюда выложи.
      Нужна помощь!Заболел пёс Автор: John
     

     
    ПС, по своему опыту, требователен к настройке карбюратора. Я не супер какой спец по регулировке, намучился однажды - заводился по пол-часа, пришлось убавить топливо, все стало нормально. Насчет качества бензина точно, сурогат может испортить все, как ни крути
      Нужна помощь!Заболел пёс Автор: Дмитриевич
     

     
    Начинай поэтапно: зажигание-система питания.Чаще всего в недоборе мощности виновен карбюратор(разбери,прочисть,продуй,промой,обрати внимание на маркировку жиклеров,выставь уровень топлива в соответствии с заводским мануалом).Сними горшок и обрати внимание как стояла прокладка.Бывает,что после криворукой сборки,она частично перекрывает продувочные окна;подгони строго по месту.Особое внимание следует уделить качеству топлива. Я не так давно прочуял это на своем Юпитере. Заправился на заправке месного НПЗ и проклял все на свете: двигатель перестал набирать обороты,заметно упала тяга на "верхах",люто задымил и не менее люто начал греться,хотя на холостых работает как ему и пологается.Запуск- с полтыка.Позднее,слил это ГМО из бака,налил бензин с проверенной заправки и все стало как и прежде.
      Замена КПП Иж планета 3 Автор: santehnikus
     

     
    Не надо изобретать велосипед, что на заводе дураки? С меньшей звёздочкой лучше тянет,но нет скорости,с большой хуже тянет и максималка падает.
      Замена КПП Иж планета 3 Автор: koljan-2008
     

     
    А не проще заказать коробку? Я три года назад заказывал за 3 тысячи новую коробку, с сайта пост мото. Езжу по лесу, нареканий нет. Качественный метал, всё норм. А вообще скорость увеличить можно за счёт замены ведущей звезды на звезду с большим количеством зубьев. Максимум можно поставить на 21 зуб. Кстати, данные звёзды можно заказать на том же сайте, о котором я выше писал. В наличии есть все, от 15 зубьев до 21.
      Тюнинг коробки иж планета 3 Автор: koljan-2008
     

     
    Можно купить звёзды и пробовать менять, ездить, проверять. Они стоят то 150-180 рублей :-)У меня то планета 3 для леса чисто, звезда на 15 стоит, чтобы по сопкам да по горам лазить нормально было
      Тюнинг коробки иж планета 3 Автор: Sorin.56
     

     
    У меня на 21 звезде П5 не тянула. Там соответственно моторной передачи другое, в отличие от ЮПа.
      Тюнинг коробки иж планета 3 Автор: santehnikus
     

     
    Со звездой в 21 зуб на четвёртой вообще тянуть не будет.
      Тюнинг коробки иж планета 3 Автор: koljan-2008
     

     
    По идее, раз завод изготавливает такие звёзды для данного мотоцикла, то должно тянуть нормально. Да и вообще у планеты мощей немало, должно тяги хватать, чтобы спокойно с места трогаться и с шестерней до 21 зуба.
      Тюнинг коробки иж планета 3 Автор: Golden
     

     
    Спасибо. А я не буду с толкача врубать первую передачу?)
      Тюнинг коробки иж планета 3 Автор: koljan-2008
     

     
    Если от Ижа, то вроде только коробки Иж планета 3 и Иж планета 4 подходят. А для скорости поменять ведущую звезду на звезду с 21-м зубом. Будем максимальная скорость на данном аппарате.
      Иж юпитер 7 (4 цилиндра 700см3) Автор: student_ya
     

     
    Посмотрел я видео, второй двин который где тормозная лапка пустой получается, там только коленвалы? Моё мнение как проект нормально, а как по эксплуатации, то ходить крайне не долго будет, соосность думаю и жесткость соединения двух двигателей быстро сломает муфту. а работа цилиндров по 90 градусов или по 180? В целом отлично, не сидишь на месте, экспериментируешь, жду видео когда двиг зарычит и поедет.Посмотрел все видео, приятно удивлен как он летит. дуги нужны на мот. Автор проекта вообще красавчик!!!! Руки из плеч растут!
      головки иж ю Автор: Саня-32rus
     

     
    а проточить посадочное место головки ?
      ☞   Литье иж
      Литье иж Автор: Decs
     

     
    Диски Zonghen zs200,Вилка перед иж планета спорт, зад стандартная доработаная/motoizh/hodovaiaizh/14813-lityo-na-izh-planeta.html/motoizh/hodovaiaizh/14831-lite-na-izh.htmlWARTARR,
      Литье иж Автор: WARTARR
     

     
    С кокого мота диски вилка?? проблемы с установкой итд россказывай!????????
      Литье иж Автор: Decs
     

     
    По деньгам, ходовая и тормоза вышли около 4000 грн. Все остальное буду подпитывать после завершения работы
      Литье иж Автор: Саня-32rus
     

     
    симпатично будет в любом случае,интересно подсчет вкложенных денег ведешь?
      Вот тебе бабушка и Юрьев День! Или как я купил колёса на Урал! Автор: MIX-555
     

     
    Андрей! Натяга вполне будет достаточно. У нас на работе цилиндровые стальные втулки в моноблок ставят с мизерным натягом. И стягивает их только когда поршень в кусок лома превращается и остывает.
      Вот тебе бабушка и Юрьев День! Или как я купил колёса на Урал! Автор: Me and motorcycle
     

     
    MIX-555,Интересное решение. А как же тогда эта стальная втулка фиксируется от смещения и от проворота? Только посадкой с натягом, или есть какие-то сквозные болты, шпильки, штифты?
      Вот тебе бабушка и Юрьев День! Или как я купил колёса на Урал! Автор: MIX-555
     

     
    Me and motorcycle ! Андрей! В обед схожу в гараж. Должен сходить. Сделаю замер диаметров по ребрам охлаждения. Сточены в ноль или что-то осталось!Сходил. Померил. Внутренний диаметр втулок составляет 221мм.Толщина втулки 4мм. Наружный диаметр 229мм. Исходя из диаметров алюминиевая втулка колеса срезана не совсем и остались ребра охлаждения под посадкой. Со стороны тормозных колодок это отлично видно. Стальная втулка образует П-образное лабиринтное уплотнение как на стандартном колесе (Наружный обод). Втулка выточена целиком без сварки. И судя по кромкам толи обрезалась , толи только подравнивалась на станке. Края втулки ровные с рисками от резца. Это я видел когда зачищал их до металла.И где-то на просторах интернета я уже видел подобное изготовление.
      Вот тебе бабушка и Юрьев День! Или как я купил колёса на Урал! Автор: Me and motorcycle
     

     
    За основу взято днепровское колесо. Со ступицы срезаны бурты в которые вставляются спицы. Выточена стальная втулка в диаметр и насажена на ступицу. взяты родные-же обода, отрихтованы как вышло (по моему мнению, выровнить Ураловские или Днепровские обода в ноль практически невозможно. 3мм, но бьёт) и приварены к втулке пятью стальными лучами-спицами. Здоров! Поясни про колесо. Днепровская ступица сталеалюминиевая - тормозной барабан железный, венец с ребрами охлаждения и буртами под спицы люминь.Это получается они обточили алюминий не полностью и одели стальную втулку? Или под ноль сточили все алюминиевое?
      Продам Документы иж Планета 5 Автор: WARTARR
     

     
    нет на иж пс нету !!!!! НАРОД ЧИТАНИТЕ ДОКУМЕНТОВ УЖЕ НЕТ ПРОДАНЫ!!!!!!!!!
      Коленвал от планеты 3 на планету 5 ???? Автор: WARTARR
     

     
    Кароче все у них оналогично ставь и не парься))))
      Зажигание ИЖ-Планета 5. Автор: Cornsilk
     

     
    нашёл в чем дело, оказывается коленвал стоит от планета 3.



    Последние сообщения на форуме: 1

    Разговоры обо всем Настроение, погода и все все все (часть 1... ►… 3407 demon1605 14 час.
    Наши проекты Реставрация ИЖ Планета Спорт 350 ►… 735 Pan 1529 дней
    Наши проекты Восстановление ИЖ Юпитер 5 СССР 1989 г.в. ►… 359 Pan 1529 дней
    Наши проекты ИЖ ПС с движком suzuki DR650 ►… 196 OFPmaniak 1530 дней
    Двигатель Планета из подвала ►… 1 ryusyu 1530 дней
    Ремонт Бедная смесь? фото свечи ►… 126 lomaster 1531 день
    Общие вопросы Общие вопросы ►… 2113 Black_Moto 1536 дней
    Двигатель Втулки ВГШ ►… 1 брмайор 1537 дней
    Разговоры обо всем ''катаемся летом,фото'... ►… 2600 shors 1537 дней
    Разговоры обо всем «Мотозима-2019» - выходные в “Экспоцентре... ►… 1 sokolec 1543 дня
    Мотоциклы Тула Японские детали ЦПГ и не только. ►… 268 sokolec 1543 дня
    Мотоциклы Тула Тула ТМЗ 5.925 ►… 8 sokolec 1543 дня
    Наши проекты Ремонт ИЖ Юпитер 5 и Урала ►… 518 disc122333 1543 дня
    Наши проекты ИЖ-Юпитер 4 ►… 103 FRAER 1545 дней
    Электрика Вопрос по электрике. Минск. ►… 54 nekus 1547 дней
    Продам Продам Японские карбюраторы Keihin и Miku... ►… 27 mishkabayker 1548 дней
    Мой гараж Берлога/мото-гараж в авто-фургоне! ►… 121 МК 1566 дней
    Наши проекты "Мотоциклы Кирова Владислава" ►… 464 Skampf 1577 дней
    Наши проекты Спартанец ►… 991 FRAER 1580 дней
    Автомобили Покупка машины ►… 1508 parfent 1583 дня



    Поиск по сайту

    Ваше мнение

    Проводите ли Вы плановое техническое обслуживание своего мотоцикла?

    Да, у меня с этим строго
    Нет, жду до последнего
    Затрудняюсь ответить


    Архив опросов на сайте

    Новые фото галереи

    ИЖ Планета Спорт

    Случайное фото

    Фотография 23
    ---------------------------
    Фотография 8
    ---------------------------
    Фотография 4

    Посмотреть еще фото в галерее

    ТОР новости


    RSS лента

    RSS лента
    Подпишись на свежие
    новости с нашего сайта.



    Последние комментарии на сайте

    Последние сообщения на форуме

    К непрочитанным сообщениям на форуме

    ↑ Назад