ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ, ИЛИ ОТКУДА НОГИ РАСТУТ.
...Давным-давно, когда я еще ездил на велосипеде (бррр...), занялся его тюнингом всерьез (после ходовой, конечно. При массе ~35 кг выжимал на нем до 50-ти). Емкость 7-амперного аккума надо было срочно куда-то девать, и свежекупленный за 25 кровных баксов компьютерный трифоник безжалостно препарирован и раскидан по раме. Саб уютно разместился за седлом на багажнике, сателлиты поселились на руле. С источником звука также проблем не возникло - флеш-плеер обосновался в бардачке.
Как результат - ездить стало веселее, да и на стоянке у пивного ларька пиво лучше проскакивает. На трассе - приходится на работу по Ярославке ездить – от дороги НЕ отвлекает.
ЛОГИЧЕСКОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ.
Не так давно сбылась мечта идиота - приобрел мотоцикл. Даже два. Старая акустика не подходит - мощность не та, да и качесто хромает. Наскреб на 360-й трифоник от Microlab. Саб прекрасно вписался на багажник, на нем же повисли кофры.
Первая засада - усилки собраны на TDA2030 - по одной на сателлиты и мост на саб. А им, заразам, питание +-15В надо. Преобразователь ставить? Нет уж, увольте, генератор и так маломощный. Покопавшись в Сети, нашел описание на TDA8560, потомок TDA1557. Прекрасный 12-вольтовый усилок, может работать на 2 ома. Скоро соберу. Сателлиты точно встали под обтекатель. Тут нарисовалась засада №2 - как их защитить от дождя? Пока не придумал.
ПЕРЕХОДИМ К ПРАКТИКЕ.
Здоровое питание – прежде всего. Это отступление далеко не ко всем Ижеводам. У кого по-прежнему стоит аккум, может читать сразу следующий абзац. Кто перешел на электронное зажигание – внимайте! Аккумулятор форева! Ставьте снова диодные мосты и стабилизаторы, иначе музыки не услышите. Зажигание можно оставить в покое, можно даже свет не питать от аккума, но музыку – обязательно! Вот один из возможных вариантов стаба на ШИМ (любезно предоставленный Nikolaj Tkalich>)
Входное напряжение от 7 до 40 вольт. Ток нагрузки от 1 до 3 ампер (зависит от типа схемы). Выходное напряжение можно изменять от 3 до 15 вольт (для этого нужно отсоединить вывод №4 и поставить переменный резистор следующим образом: крайние выводы – на массу и выход стаба, движок – к выводу №4). Для увеличения выходного тока необходимо поставить транзистор, который может обеспечить вашу нагрузку (неплохой вариант - КТ827). Подключить нужно так: (транзистор n-p-n): коллектор – к выводу №1, базу – к выводу №2, предварительно отключив от нее выходной провод, эмиттер - в точку соединения диода и дросселя. Диод нужен высокочастотный на ток от 10 А и напряжение не менее 150 В (в нашем случае можно КД210). Дроссель изготовить можно из П-образного феррита от импульсного блока питания телевизора. Для этого нужна медная фольга шириной в каркас данного трансформатора, бумага-изолятор (конденсаторная). Фольгу через изолятор намотать до заполнения каркаса.
Музыка начинается с источника, или головной системы. Кто-то ставит автомагнитолы, кто-то - кассетный плеер, но имхо, лучше флеш-плееров еще ничего не придумали. Маленькие, экономичные, функциональные, и вибрации не боятся. Вот описание той флешки, которую я буду ставить (хотя на исключительность не претендую). Зовут ее A-Data MF1, готова отдаться вам в любой позе примерно за 3300 руб, параметры: 1Gb памяти, интерфейс USB 2.0, LCD с многоцветной подсветкой, FM тюнер, слот для карточек SD/MMC. Питание, как всегда, от 1-ой батарейки ААА. Берем стабилизатор КР142ЕН12А (или LM317), тип корпуса не важен - получаем девайс, который будет доволен питанием от 3 до 30 В. А вот так он выглядит:
Звук от плеера надо усилить. Здесь, на самом деле, выбор огромный, я остановился на TDA8560. Вот ее параметры:
Напряжение питания +8...+18V
Максимальная выходная мощность 40W (2Ohm), 25W (4Ohm)
Средний ток потребления 4A (2Ohm), 2A (4Ohm)
Максимальный ток потребления 7,5A (2Ohm), 3,5A (4Ohm)
Ток потребления в покое 115...180mA
Чувствительность 40...70mV (без R*)
Чувствительность 0,2...4V (R*= 20...200kOhm)
Усиление 46 dB
Диапазон частот 10...40000 Hz (-3 dB)
Коэффициент гармоник 0,1% (20 W; 2 ома; 1 kHz)
Сопротивление нагрузки 1,6...16 Ом
СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ
С1=С2=0,22uF
С3=470 uF (1...1000uF U >16V)
R1=R2=10 k (5,6...12k)
А вот схема фильтра для саба
Если входной сигнал =200... 250mV, то R* не ставится, если сигнал =3... 4V, то R* ставится и равен 100...300 кОм. Такой фильтр имеет следующие параметры: частота среза 50Hz, спад - 18 dB/октаву.
Усилитель обязательно устанавливать на теплоотвод (не менее 200 см2). Для поддержания динамической мощности усилителя полезно включить параллельно питанию (от +12 к земле) электролитический конденсатор большой емкости 4 700...100 000 mF x 16V, тогда питание не будет просаживаться при прохождении пиков максимальной мощности.
Категорически запрещается менять питание + на -, а также замыкать выходы на +12 V или на массу, а также между собой в любой последовательности.
Установка колонок. Колонки, по правильному, ставятся или на руле, или на дугах, чтобы звук на водителя шел. Но тут возникает проблема - спереди большие колонки не повесишь, а без них басов не будет. Выход один - колонки на руле ставятся небольшие, им нужно играть от 200-250 Гц при 10-15 ваттах, так что геморроя с акустическим оформлением и размерами возникнуть не должно, а на багажник поставить саб (ну, или где-то сзади). Саб объёмом примерно 10 л (или около того), лучше, конечно, деревянный, но можно приспособить и кофр овальный, пластиковый, свободно продаются, только стоят недешево, да и акустика не та). Ставить его фазоинвертором вниз (чтоб вода не затекала). Вот как саб прижился на моей Сове (не кидайтесь в меня камнями, ну не хочет мне пока никто Ижа продавать :) ). Как только повешу колонки на перед, фотки сразу выложу.
Автор: Captain
Источник: motoizh.ru