Система "раздельной" смазки двигателей "Планета
Применение на двигателях "Планета 5-01", "Планета 6" системы "раздельной" смазки сокращает в 1,3-2,7 раза эксплуатационный расход масла, снижает дымность и токсичность отработавших газов, уменьшает нагарообразование в камере сгорания и на поршневых кольцах, исключает закоксовывание глушителей. В результате повышается долговечность двигателя, стабильность мощностных и экономических параметров, улучшаются пусковые качества двигателя и удобство заправок мотоциклов на автозаправочных станциях.
Принципиальная схема системы "раздельной" смазки двухтактного двигателя.
1 - муфта, 2 - маслонасос, 3 - левая крышка картера, 4 - пробка слива масла из емкости, 5 - клапан-датчик, 6 - смотровое окно, 7 - дозатор. 8 - масляная емкость, 9 - обратный клапан, 10 - рычаг управления, 11 - электропровод, 12 - сигнальная лампа, 13 - трос дозатора, 14 - карбюратор, 15 - трос дросселя карбюратора, 16 - распределительная муфта, 17 - трос газа, 18 - рукоядка дросселя карбюратора, 19 - форсунка, 20 - впускной патрубок, 21, 24 - маслопровод, 22 - пробка, 23 - фильтр
Расположение узлов и деталей системы двигателя "Планета 5-01"
1 - пробка слива масла из картера, 2 - контрольный глазок коробки передач, 3 - пробка слива масла из емкости системы смазки, 4 - маслонасос, 5 - смотровой глазок емкости системы смазки, 6 - электропровод клапана-датчика, 7 - скрепка колпачка, 8 - винт регулировочный, 9 - колпачек, 10 - трос дозатора, 11 - пробка наливного оотверстия емкости системы смазки, 12 - кольцо уплотнительное, 13 - фильтр наливного отверстия, 14 - корпус фильтра. 15 маслопровод впускного патрубка, 16 - карбюратор, 17 - рычаг пускового механизма, 18 - рычаг переключения передач, 19 - подножка водителя.
Система "раздельной" смазки состоит из насоса, дозатора, обратного клапана и клапана-датчика. Насос помещен в масляную полость левой крышки картера и соединен муфтой с коленчатым валом двигателя. Управление дозатором насоса осуществляется ручкой "газа" мотоцикла тросами через распределительную муфту синхронно с управлением дросселем карбюратора. Трубчатым нагнетательным маслопроводом насос соединен с форсункой, установленной во впускном патрубке цилиндра. Электрический сигнал от датчика выведен в щиток приборов на индикатор "масло".
Состав и конструкция системы "раздельной" смазки
Обозначение, наименование и количество деталей даны в таблице.
Штуцер
Насос масляный 43 состоит из литого корпуса 12, винта подающего 7 с профилированной винтовой канавкой, обратного клапана 20 - 27, клапана-датчика с контактом 6 - 7, дозирующего механизма 38 - 42 и крышки насоса 3. Стальной подающий винт имеет торцовую упорную шайбу 13 и уплотняющий сальник 14. От осевого перемещения он ограничен крышкой насоса и стопорным кольцом 16. Дозирующий механизм (дозатор) включает шток дозатора 42 с винтовой канавкой и поводком, пружину 41, гильзу 38с радиальными отверстиями. Гильза дозатора установлена в отверстие корпуса и закреплена гайкой 8. Уплотнение гильзы осуществляется резиновыми кольцами 39. Тягой 34 шток дозатора соединен с регулируемым рычагом 36. Клапан-датчик состоит из латунного поршня 6, поджимаемого пружиной 7 к контактной клемме. Клапан обратный включает корпус, толкатель, мембрану, пружину и пробку 27 корпуса 20. Масляная емкость образована полостью в левой крышке картера 54 и крышкой емкости 47. Для заправки имеется горловина с пробкой 61 и фильтром 57—59. Контроль уровня масла осуществляется через смотровое отверстие, а слив масла - через отверстие, заглушенное болтом 45. При работе двигателя масло по каналу попадает на рабочую поверхность (заходную часть) подающего винта и захватывается его винтовой канавкой. По принципу "жидкой гайки" масло подается в полость нагнетания под крышку насоса и по каналу в крышке - к контактам клапана-датчика. Под давлением масла поршень клапана-датчика сжимает пружину и отходит от клеммы (седла). При этом размыкается электрическая цепь контрольного индикатора "масло", и в щитке приборов загорается индикатор. Масло поступает к подводящим отверстиям гильзы дозатора и через них - к дросселирующей части штока дозатора. Дозатор работает по принципу дроссельного делителя потока масла на две части обратно пропорционально длине винтовой канавки штока. Одна часть масла направляется на перепуск (вниз по гильзе) в масляную емкость системы смазки, другая часть – к отводящим отверстиям гильзы и через обратный клапан, маслопровод и форсунку – во впускной патрубок двигателя. Соотношение длин винтовой канавки штока на перепуске масла и на подаче в цилиндр зависит от положения штока дозатора, регулируемого через тягу рычагом управления. Шток дозатора имеет два крайниз положения: начальное, соответствующее минимальной подаче масла в двигатель, и конечное – соответствующее максимальной подаче масла, при этом дроссель полностью поднят, что обеспечивается применением разделительной муфты в приводе карбюратора и масляного насоса.
Начальное положение штока определяется положением рычага управления насоса “на упоре” регулировочного винта в корпус насоса и регулируется этим винтом.
В конечное положение шток дозатора приходит при повороте насоса на величину, соответствующую максимальному ходу дросселя карбюратора. При этом сжимается пружина дозатора, усилия которой достаточно для возврата штока и тросового привода насоса в начальное положение. Регулируемая конструкция рычага позволяет точно установить ход штока дозатора в зависимости от хода дросселя карбюратора.
Обратный клапан препятствует перетеканию масла из нагнетательного маслопровода в масляную емкость при неработающем двигателе. Для двухцилиндровых двигателей насосы комплектуются дроссельным делителем масла по цилиндрам двигателя, выполняющим одновременно роль обратного клапана.
Техническая характеристика масляного насоса.
r
Эксплуатация мотоцикла, имеющего систему "раздельной" смазки имеет свои особенности. Прежде всего необходимо заполнить систему маслом, для чего:
* залить масло в масляную емкость через заливную горловину;
* залить в бензобак 1—1,5 л смесь бензина с маслом в пропорции 100:1;
* запустить двигатель;
* вытянуть за оболочку трос дозатора насоса до упора и, поддерживая работу двигателя на режиме холостого хода, заполнить прозрачный маслопровод (при снятых защитных кожухах карбюратора);
* установить трос дозатора на место, дозаправить бензобак чисть бензином;
* проверить работу индикатора "масло" на щитке приборов.
Во-вторых, необходимо отрегулировать свободный ход троса дозатора в следующей последовательности:
* ослабить скрепку и сдвинуть колпачок защитный регулировочного винта троса по оболочке троса;
* отвернуть контргайку и ввернуть. регулировочный винт для создания слабины троса;
* повернуть рукоятку "газа" на величину свободного хода троса дросселя карбюратора и отрегулировать натяжение троса дозатора насоса до конца свободного хода оболочки троca;
* закрепить винт регулировочный контргайкой и установить колпачок со скрепкой.
При каждой заправке бензином рекомендуется проверять наличие масла в емкости по смотровому глазку. Если уровень масла виден или он ниже смотрового глазка, необходимо заправиться маслом. Вместимость емкости масла выше уровни смотрового глазка 0,75л, запас масла ниже смотрового глазка - 0,3 л.
В случае прекращения подачи масла в цилиндр двигателя по информации цветового индикатора на щитке приборов необходимо прекратить работу двигателя до выяснения причины. Допускается, при необходимости, движение мотоцикла не более 1 км. Подача масла прекращается, когда в масляной емкости его остается около 50 мл. Если при этом необходимо доехать до ближайшей АЭС, (около 20—30 км) рекомендуется налить в масляную емкость около 30 мл бензина и тщательно взболтать эту смесь, покачивая мотоцикл в течение 1 - 2 мин. После этого, ослабив скрепку и сдвинув по тросу колпачок, вывернуть на 10 - 15 мм регулировочный винт. Скорость движения должна быть не более 50 км/ч и поворот рукоятки "газа" - не более половины ее хода. После заправки емкости маслом восстановить регулировку троса дозатора. После длительной стоянки мотоцикла при температуре ниже —25°С рекомендуется разогреть масло в емкости за счет работы двигателя на режиме холостого хода в течение 1 - 2 мин.
При использовании высоковязких масел МС14, МС20, МГД14М и др. и температуре окружающей среды ниже - 25°С необходимо разбавить масло бензином в количестве 5% к объему масла. В случае невозможности устранить неисправность в системе "раздельной" смазки необходимо перейти на смесь бензина с маслом в отношении 25:1 и отсоединить масляный насос от коленчатого вала. Для этого снять левую крышку картера и изъять муфту из гнезда болта крепления моторной звездочки. Через 500 и 3000 км пробега необходимо проверить затяжку винтов насоса, его крепления, болтов закрепления штуцеров и маслопроводов, через каждые 6000 км промыть бензином фильтр заливной горловины масляной емкости, а через 15000 км - внутреннюю полость масляной емкости.
Источник: www.motoizh.ru
Другие новости похожие на "Система "раздельной" смазки двигателей "Планета":
Автор новости: Rust
Комментарии:
|
||
|
|
||
|
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.Последние комментарии на сайте:
Последние сообщения на форуме: 1