ПОЧТИ КАК У ХАРЛЕЯ
Эта маленькая железячка, даже если она торчит в замке, так и норовит потеряться... Где-то прочитал про «замок» по-харлеевски и загорелся идеей: подключить замок зажигания мотоцикла так, чтобы постоянное присутствие в нем ключа стало необязательным: вставил, повернул — все включилось. Повернул обратно, вынул, положил в карман — а электрика осталась включенной...
После поворота ключа в замке зажигания замыкаются его контакты К1, при этом ток подается на обмотку реле К2. Оно срабатывает, и ток через его замкнутые контакты К2.1 поступает к потребителям (зажигание, фара и др.). Если теперь повернуть обратно ключ в замке зажигания, то через контакты К2.1 и диод VD ток все равно поступает к обмотке реле, и его контакты остаются замкнутыми — оно блокирует само себя.
Чтобы отключить потребителей, нужно хотя бы на мгновение прервать течение тока через обмотку реле. для этого достаточно использовать любую кнопку или тумблер — лишь бы удобно крепились на мотоцикле. Я приспособил аварийный выключатель зажигания — на схеме он обозначен К3. Подключение через этот выключатель в случае попытки угона усложнит задачу злоумышленников (как, впрочем, любое нестандартное решение).
Диод VD установлен для того, чтобы «разгрузить» замок зажигания. Теперь да же во время замыкания его контактов ток к потребителям идет только через контакты реле. Применение диода продлевает долговечность замка — он «перекладывает» всю нагрузку на реле, а оно, если придется менять, значительно дешевле. Да и разобрать его намного проще, если возникнет необходимость почистить контакты. В схеме можно использовать диод КД209 с любой буквой или другой, рассчитанный на ток не менее 300 мА.
От редакции МОТО:
В этой схеме лучше применять автомобильные реле 113.3747, 90.3747-10 или РС- 527, рассчитанные на длительное включение, — они используются на автомобилях для включения фар. Не связывайтесь с РС-528 и другими, предназначенными только для включения сигнала: они при длительной работе могут перегреваться. Чтобы не ломать голову над тем, как реле фиксировать, покупайте те, у которых на корпусе есть кронштейн для крепления. Обозначения выводов на всех отечественных и большинстве европейских реле одинаковы. Вы воды обмотки — 85 и 86, а с контактами соединены 87 и 30. Если обозначения стерлись, «зовите» в помощники омметр. Когда при «прозвонке» прибор покажет 59 Ом у РС-527 или от 76 до 93 Ом у 90.3747-10 и 113.3747, — значит, это выводы обмотки. Оставшаяся пара — контакты.
Не прикручивайте, а крепите более надежным способом провода к выводам реле. Плохой контакт вызывает нарушения в работе электросхемы мотоцикла, а может и довести до пожара. Очень советуем: пользуйтесь клеммами. На худой конец, припаяйте провода к выводам реле, но в этом случае установите реле таким образом, чтобы при ремонте мотоцикла не пришлось их отпаивать.
Сергей ПЕСТРЯКОВ, г. Нижний Новгород
напечатано: «МОТО» январь 2004
Другие новости похожие на "ПОЧТИ КАК У ХАРЛЕЯ":
Автор новости: Rust
Комментарии:
|
||
|
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.Последние комментарии на сайте:
Последние сообщения на форуме: 1